Экспедиция проходила под руководством главного редактора журнала "Исследователь/Researcher" Алексея Сергеевич Обухова.

Деревня Афимьино Вышневолоцкого городского округа Тверской области как место создания музея-лаборатории выбрана не случайно. Помимо богатой экосистемы большого близлежащего болота, а также усадьбы и парка вышневолоцких дворян Тыртовых, восстанавливаемой Успенской церкви, окрестности деревни являются уникальным местом с точки зрения геологии и палеонтологии. Особенностью этого места являются залегающие близко к поверхности отложения горных пород, относящиеся к ордовикскому периоду развития Земли. Обычно породы ордовика расположены здесь на глубине нескольких сот метров. Но в результате действия ледников, принесших горные породы этого же периода, располагавшиеся на территории современной Ленинградской области, они оказались на поверхности. В дальнейшем такие отложения стали называть «ледниковыми отторженцами».



И здесь на помощь пришла Высшая школы экономики с программой поддержки студенческих экспедиций «Открываем Россию заново». Цель этой программы — погружение студентов с помощью полевых экспедиций в изучаемую реальность для преодоления фундаментального разрыва между теоретическими схемами, усваиваемыми в процессе обучения, и действительностью российской жизни. И действительно, музей-лаборатория в Афимьино — это проект-вызов, в котором команда ищет баланс между грандиозными и амбициозными идеями и реальностью самой обычной сельской школы.


«Исследователь/Researcher» (№ 1–2 2022 года). Комплекты журнала за предыдущие годы были переданы в подарок Холохоленской СОШ - в с. Афимьино и в ее филиал в с. Ильинское.



На основе собранной информации была организована проектировочная сессия, в ходе которой было сформировано видение музея-лаборатории в Холохоленской школе. Началось проектирование самого наполнения музейной экспозиции, истории, которую она будет рассказывать. В рамках этого этапа был составлен перечень имеющихся и возможных экспонатов музея, а также сформулированные дальнейшие шаги, которые необходимо совершить для каталогизации экспонатов, определены программы необходимые для этого, ответственные участники экспедиции, для обучения школьников работе в этих программах.

Другой важный результат — индивидуальная польза для личных траекторий, как участников экспедиции, так и встречающих их школьников. Ученица 11-го классы Холохоленской школы Варвара Сорокина рассказывает: «Несколько лет назад я решила, что хочу поступить на исторический факультет. А за время экспедиции ребят из Вышки в нашу школу, я вообще поняла, что хотела бы поступить на направление археология. Мне нравится копаться в земле, находить что-то. Может быть у меня получится делать что-то полезное для музея, для поселка в рамках своих курсовых работ, прохождения практики. Я чувствую, что меня появилась большая привязанность к этому месту: мне оно очень нравится, а еще и такая богатая история у него — я его еще больше стала любить».


У этой задачи есть также важная социальная функция: направление деятельности школьников во внеурочное время. Как показали интервью — и у сотрудников школы, и у родителей учеников есть большой запрос на то, чтобы направить деятельность школьников в конструктивное русло во внеучебное время. «Мы надеемся, что этот проект будет захватывать все больше учеников школы. Потому что у нас здесь не очень много развлечений для ребят. И было бы здорово, чтоб работа в музее-лаборатории стала для них таким досугом — полезным, образовательным. Заинтересовала бы их, чтобы они не просто без дела бродили, а ходили бы на тот же карьер искать окаменелости. Может быть и родители включатся — они проявляли интерес, подходили, спрашивали, когда видели, что мы едем все вместе на карьер. Может быть тоже они вовлекутся в какую-то совместную деятельность с детьми, может быть это станет началом маленькой семейной традиции… Мы надеемся через это привить детишкам интерес к истории вообще, к истории родного края» — делится учитель истории Афимьинской школы Марина Евгеньевна Орлова.
Особенности Афимьина открывают возможности для реализации проектов, связанных с этим местом в очень разных сферах. Это и топонимика, и экологические исследования на базе особо охраняемой природной территории регионального значения — болота Афимьино. Это и социальные, экономические темы, такие, например, как хозяйственная роль известняка, и проекты по изучению и восстановлению Усадьбы Тыртовых, находящейся в Афимьино, приусадебного парка. Важным ресурсом, не используемым школой ранее, является находящийся в нескольких десятках километрах от Афимьина Керамический завод, для сотрудничества с которым также были сформулированы возможные предложения, исследовательские и проектные работы, вокруг его деятельности. Возможно начало работы над краеведческими проектами в школьные годы, побудит будущих выпускников вернуться, помочь родному краю.

По результатам экспедиционного этапа также будут подготовлены публикации в журнале «Исследователь/Researcher». Команда проекта уверена, что его ждет и третий, и четвертый этап… Ведь идей множество, заинтересованных учеников и учителей становится все больше, администрация городского округа поддерживает инициативу афимьинцев. В следующем году проект будет подан на конкурс поддержки школьных инициатив. А пока студенты Вышки взяли шефство над учениками Холохоленской школы и собираются открывать сбор средств для создания музея-лаборатории.
Текст подготовлен участницей экспедиции, заместителем главного редактора журнала "Исследователь/Researcher" Полиной Олеговной Крайновой
Фотографии - научного руководителя экспедиции, главного редактор журнала "Исследователь/Researcher" Алексея Сергеевича Обухова