Новости сообщества

XIII конференция ИДУ

Новости сообщества
1 декабря 2023 года произошел старт регистрации для участия в XIII международной научно-практической конференции "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве" 15-17 февраля 2024 года.

Информационное письмо

Международное движение содействия научно-техническому творчеству молодежи MILSET
Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»
Федерация психологов образования России
Московский педагогический государственный университет
Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Московский городской педагогический университет
Ассоциацию классических университетов России
Кружковое движение НТИ
Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего»
Российское общество Януша Корчака
ГБОУ города Москвы Школа № 1553 имени В.И. Вернадского
ГБПОУ города Москвы Колледж 26 КАДР
АНО Мастерская краеведения и социотехники «Топос»
информационная поддержка
журнал «Исследователь/Researcher» и видеожурнал «Говорю как краевед»,
а также журналы «Проблемы современного образования», «Дополнительное образование и воспитание»;
интернет-сайты www.issl.redu.ru , https://issledovatel.pro/
XIII международная научно-практическая конференция
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Москва, 15-17 февраля 2024 г.

Центральная тема конференции 2024 года: «Исследование как выход за пределы заданного»

I конференция (2005 год) выявляла существующий спектр теоретических подходов и практик организации исследовательской деятельности учащихся, выполняла миссию объединения специалистов из разных предметных областей, теории и практики;
II конференция (2006) прошла под лозунгом выработки общей понятийной системы, задала антропологические основания исследовательской деятельности в образовании и определила ценность ее для становления субъектной позиции личности;
III конференция (2008) в центр внимания поставила проблему метода и методики организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях;
IV конференция (2009) в качестве центральной для обсуждения стала проблема возрастных особенностей развития исследовательской деятельности.
V конференция (2011) выбрала лейтмотивом проблему подготовки педагога к исследовательским методам обучения.
VI конференция (2012) прошла в ситуации введения новых ФГОСов, что и определило ее ключевую проблематику – проблема продуктивного использования исследовательской деятельности учащихся в массовой образовательной практике.
VII конференция (2014) обсуждала тему «Исследование в пространстве урока и за его пределами», как наиболее актуальную при реализации исследовательского подхода в образовании в условиях сохраняющихся форм классно-урочной системы.
VIII конференция (2016) обсуждала мировые тенденции образования в русле исследовательского обучения, был дан анализ отечественных наработок и подходов в соотнесении с международным опытом, в контексте общемировых тенденций развития образования.
IX конференция (2018) продолжила вписывать отечественный опыт исследовательского обучения в общемировые тренды развития образования, в том числе уходящие от классической классно-урочной системы. Ее тема стала «Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM образование: новые типы образовательных ситуаций».
X конференция (2019) центральной темой стало развитие исследовательского краеведения: вовлечение детей и подростков в изучение мира вокруг (топоса и хронотопа) себя с привлечением современных инструментов и технологий.
XI конференция (2021) прошла с ключевой темой «От удивления к увлечению: вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность».
XII конференция (2022) была проведена с ключевой темой «Исследовательская деятельность учащихся в новой нормальности: реальное, виртуальное, дистанционное».
На XIII конференции в 2024 году в качестве лейтмотива была выбрана тема «Исследование как выход за пределы заданного», то есть различные практики организации исследовательской деятельности, которые позволяют как учащимся, так и их наставникам выходить за пределы привычного пространства, стереотипных темы, предлагать и реализовывать свои новые, неожиданные, необычные замыслы.

Миссия конференция – объединение единомышленников из различных регионов России и других стран – ученых, методистов, педагогов, наставников, организаторов науки и образования, представляющих различные сферы науки и образовательной практики, нацеленных на развитие теории, методики и практики вовлечения учащихся разных возрастов (от детского сада до вуза) в исследовательскую деятельность.

Программа посвящена обсуждению следующих основных проблем:
• исследование как выход за пределы заданного: источники исследовательской инициативности и рождения новых замыслов у учащихся и их наставников;
• возрастные и социально-нормативные особенности развития исследовательских способностей и исследовательской деятельности от детского сада до вуза;
• способы и методы развития метапредметных навыков у учащихся в исследованиях;
• подготовка педагога к исследовательским методам обучения и наставничеству в исследовательской деятельностью учащихся;
• пути формирования и развития детско-взрослых сообществ на основе проектной и исследовательской деятельности: образовательная организация, регион, страна, мир;
• психология исследовательского поведения и исследовательской деятельности, психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся;
• пути интеграции разных форм образовательной деятельности на основе исследования: урок, кружок, спецкурс, экскурсия, экспедиция;
• исследовательская деятельность и современные тренды: дистанционное образование, природоподобные технологии, ESG-повестка, импортозамещение;
• ресурсное обеспечение исследовательской деятельности: квалификация педагога, учебные часы, приборы и материалы;
• механизмы партнерства в исследованиях и проектах: университеты, НИИ, корпорации, власть.

В рамках конференции реализуется программа Школы краеведческого актива «Топос» как специального трека для активистов и наставников краеведческих клубов и объединений: «От кружка – к клубу, от клуба – к сообществу» (15 – 17 февраля 2024 года основная программ, 18 февраля – факультативная). Программа «Топос» проводится АНО МКС «Топос».


Общая организационная рамка конференции:
15 февраля, четверг
Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета (пр. Вернадского, д. 88)
9.00 – регистрация участников конференции и участников программы «Топос»
10.00 – общее открытие конференции и программы «Топос»
10.15 – Пленарное заседание с участием известных ученых и практиков по тематическим направлениям Конференции.
На пленарном заседании перед участниками будут выступать ведущие специалисты, эксперты и представители инициативных групп. В рамках заседания будет возможность непосредственно задать вопросы, организовано живое общение по обмену опыта, контактами, идеями.
Для участников программы «Топос» далее отдельная программа (см. Приложение).
14.00 – 15.00 – обед
15.00 – 18.00 – постерная сессия (для участников конференции и участников программы «Топос»).
В этом году не планируется проведение докладных секций, а тематика традиционных и новых секций выносится в формат постерной сессии. Участники конференции и команды-участники программы «Топос» вывешивают свои материалы и работы в виде постера. О тематике необходимо указать в заявке. Каждой делегации будет предоставлено место для размещения материалов. При необходимости размещения каких-либо экспонатов и демонстрационных материалов в заявке необходимо указать особые условия.
Каждый участник, оставивший заявку и подготовивший материалы, будет включен в программу постерной сессии, если тематика его выступления будет соответствовать одной из перечисленных ниже тем. Дополнительные тематики необходимо согласовать со организаторами Конференции. При подготовке своих комментариев – основное время вашей блиц-презентации у постера – не более 10 минут, будьте готовы к живому диалогу с коллегами и необходимости ответить на вопросы.
Команды-участники программы «Топос» также представляют постер с опытом деятельности своего краеведческого актива (результаты исследований, реализованных программ, проектов, экспедиций, созданных экспозиций музеев и т.п.).
Ожидаемые направления для постерных докладов:
· исследование в пространстве урока и во внеурочное время;
· исследовательское краеведение (изучение топоса и хронотопа): современные подходы и практики изучения мира вокруг себя;
· индивидуальный и/или групповой проект: специфика и методы организации;
· практики наставничества при организации проектной и исследовательской деятельности;
· методики организации исследовательской деятельности учащихся в естественно-научных (живая и неживая природа) и технологических областях;
· человек, общество, культура: история и современность; методика организации исследований учащихся в социокультурном и гуманитарном направлениях;
· выездные формы реализации исследовательской деятельности учащихся (экспедиции, образовательные путешествия, выездные исследовательские школы, научные выставки, конференции);
· цифровые платформы и сервисы в развитии практики исследовательского подхода в образовании;
· STEM и STEAM образование: мировые тенденции и практика в разных странах: внутренняя мотивация и внешние рамки;
· гражданская наука: смысл и способы вовлечения учащихся и педагогов;
· международные программы и проекты в области исследовательского обучения и учения как открытия;
· подготовка педагога к исследовательскому подходу в образовании;
· исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников;
· исследовательская деятельность учащихся основной и старшей школы;
· исследовательская деятельность в системе дополнительного образования, научных обществах, общественных организациях и объединениях;
· исследовательская деятельность учащихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
· подходы и методы междисциплинарных исследований с учащимися;
· исследовательская деятельность учащихся как средство работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
· цифровые технологии, инструменты и сервисы в практике реализации исследовательской деятельности учащихся.
18.00 – рабочая конференция Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь», на которую необходимо направить полномочных представителей региональных отделений Движения.
20.00 – вечерний кинозал: фильмы о примерах практики реализации исследовательского обучения в 2023 году

16 февраля, пятница
Корпус гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета (пр. Вернадского, д. 88)
9.00 – регистрация участников
10.00 – 13.00 – Круглые столы по актуальным вопросам развития исследовательской деятельности
13.00 – 14.00 – обед
14.00 – 16.30 – мастер-классы, проблемные группы
16.30 – кофе-брейк
17.00 – 19.00 международный круглый стол по актуальным вопросам STEM-образования (организованный под эгидой MILSET)

17 февраля, суббота. Программы на площадках:
Детский центр урбанистики Колледжа 26 КАДР (м. Дубровка, ул. Новоостаповская, д. 10, с. 1)
Исследовательский центр «Точка варенья» на базе Колледжа 26 КАДР (м. Фрунзенская, Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках», ул. Усачева, д. 1, с. 3)
Школа №1553 имени В.И. Вернадского (ул. Дербеневская, д. 13)
Лицей ВШЭ (корпус проведения программы конференции уточняется)
Окончательный список площадок в процессе согласования.

Сроки:
начало регистрации участников – 1 декабря 2023 года;
окончания регистрации для представления постерного доклада – 4 февраля 2024 года;
окончание регистрации для участия в качестве слушателя – 11 февраля 2024 года;
проведения – 15-17 февраля 2024 года.

Регистрация по ссылке
Подача материалов: для участия с постерными докладами на конференции – в момент регистрации; подача текста для публикации по итогам конференции – до 29 февраля 2024 года. Материалы будут рассматриваться для публикации в журнале «Исследователь/Researcher».
Окончательная программа конференции будет формироваться на основе поступивших заявок.
Все материалы необходимо подать вместе с регистрацией на сайте или позже отправить по электронной почте ir@redu.ru с пометкой «Материалы на научно-практическую конференцию»).
В случае несоблюдения требований оформления материалы могут быть не приняты к рассмотрению. Оргкомитет оставляет за собой право отклонения материалов от публикации.

Рекомендации по оформлению постера
Основная форма участия с докладом в этом году – постерный доклад. Стендовая сессия будет центральным и основным форматом представления и обсуждения наработок докладчиков.
Стендовый доклад представляется в форме постера в специально отведенное время стендовой сессии конференции. Для размещения информации Оргкомитет предоставляет докладчикам щиты размером 1 м×1,5 м (размер постера жестко не ограничен и может немного выходит за указанные пределы). В верхней части рекомендуется расположить полоску шириной около 105 мм, содержащую тему сообщения шрифтом 48 (12 мм высоты прописной буквы). Под названием на той же полосе — фамилии авторов, учреждение, где выполнена работа, контактные данные. Рекомендуется выполнять текст сообщения кеглем 20 или 22 через 1, 5 интервала; соотношение количества текстовой и графической (фотографии, диаграммы, таблицы, графики) информации — 1:1. Рекомендуется указать тип работы (психолого-педагогическое исследование, концепция, образовательная программа, методическая разработка и т. д.). Помимо материалов для стенда возможно размещение дополнительных материалов перед стендом.

Заочное участие в конференции предполагает подачу материалов в сборник по итогам конференции без оргвзносов. Заочное участие не предполагает получения сертификата участника конференции. Авторам подаваемых статей также необходимо зарегистрироваться на сайте и представить файл с текстом статьи в соответствии с требованиями к публикациям.

Требования к оформлению статей размещена на сайте журнала.
Оргвзнос Конференции составляет 2000 р. с каждого участника (оплата по безналичному расчету – реквизиты для оплаты будут представлены по эл.почте при регистрации). Для участников Школы краеведческого актива «Топос» – оргвзнос за лидера делегации (как участнику конференции) 2000 р. + за команду (число участников 5-7 человек) – общий 2000 р.

Электронная почта: issl@redu.ru
Исполнительный директор – Сайткулова Гульфира Ильясовна gs@vernadsky.info
Координатор программы Школа краеведческого актива «Топос» – Глазунова Оксана Владимировна mks-topos@yandex.ru
Сайт конференции
Ссылка на регистрацию

Приложение 1
Информация о программе Школы краеведческого актива «Топос»
В Школе краеведческого актива «Топос» участвуют разновозрастные команды, представляющие различные краеведческие объединения различных направлений.
Состав команды: 5-7 человек, включая активистов клубов и наставников (руководителей). Программа ШКА подразумевает командную работу группы вместе со своим наставников в течение трех дней. На некоторые события возможны деления на подгруппы и перемешивание групп из разных регионов.
Питание и проживание – за счет командирующей стороны.
Организационный взнос: взрослый участник (18+) – 2 000 руб., и организационный взнос за детскую команду 2 000 руб. Таким образом, от каждой делегации – 4 000 руб.
Программа ШКА готовится АНО МКС «Топос». Перед началом ШКА каждый взрослый участник команды проходит собеседование (онлайн-формате) и знакомство с программой школы. Ответственность за жизнь и здоровье детей несет руководитель делегации.

Примерная программа Школы краеведческого актива «Топос»
15 февраля, четверг
Корпус гуманитарных факультетов МПГУ (м. Юго-Западная, пр. Вернадского, д. 88)
9.00 – Регистрация участников Школы краеведческого актива «Топос»
10.00 – Торжественное открытие на Пленарном заседании.
10.30 – Начало работы трека
13.0014.00 – обед
15.00 18.00 – Постерная конференция (совместно с участниками конференции ИДУ) Модераторы конференции: О. Глазунова, М. Ленская
16.30 – кофе-брейк (в перерыве постерной конференции)
18.00 –19.00 – Итоги дня. Групповая рефлексия
19.00 – ужин
20 00 – Кинозал (свободное участие)

16 февраля, четверг
Корпус гуманитарных факультетов МПГУ (м. Юго-Западная, пр. Вернадского, д. 88)
10.00 – 12.00 – Групповая работа. Проектная сессия (синий зал)
12.30 – 13.30 – обед
13.30 – 14.00 – Выдача маршрутных листов на программу «Москва. Городские исследовательские маршруты»
14.00 – 19.00 Работа по делегациям. Программа «Москва. Городские исследовательские маршруты». Работа медиацентра «Дневники с маршрута» (блог в ВК). Ужин (по группам, в городе)
19.00 – 20.00 Групповая рефлексия в онлайн. Для желающих – очно, в «Точке варения» (м. Фрунзенская, Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках», ул. Усачева, д. 1, с. 3)

17 февраля, суббота
Детский центр урбанистики Колледж «26 КАДР» (м. Дубровка, ул. Новоостаповская, д. 10, с. 1)
10.00 – 13.00 – Стратегическая сессия и групповая работа «От кружка – к клубу, от клуба – к сообществу»
13.00 – 14.00 – обед
14.00 – 17.00 – Мастер-классы по различным формам организации клуба и исследовательских краеведческих программ
17.00 – 18.00 – Подведение итогов. Общий сбор участников трека. Приглашение других участников конференции ИДУ в качестве экспертов и добропожелателей

18 февраля, суббота
День свободного общения «Чаепитие в «Точке варения»
Исследовательский центр «Точка варенья» Колледжа «26 КАДР»
(м. Фрунзенская, Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках», ул. Усачева, д. 1, с. 3)
12.00 – 14.00 – Чаепитие с вареньем в «Точке варения» и свободное общение
Made on
Tilda