Цель экспедиции – изучить возможности получения качественного образования и выстраивания позитивной социально-образовательной траектории на территории со сложными географическими, природно-климатическими и социальными условиями. В профессиональную команду экспедиции вошли магистранты и аспиранты Инобра, а также студенты бакалавриата, которые учатся на майноре «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху», с образовательных программ «Международные отношения», «Мировая экономика», «Государственное и муниципальное управление». Кроме того, все исследовательские мероприятия фиксировала медиагруппа из студентов Факультета креативных индустрий. В их числе были как практикующие педагоги, так и студенты, которые только начинают свой путь в сфере преподавания.
Руководили экспедицией главный редактор журнала "Исследователь/Researcher", к.психол.н., доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Алексей Обухов и аналитик того же центра Института образования Елена Овакимян.
Особое внимание уделяется двум аспектам: проектной и исследовательской деятельности учащихся и профориентационной работе в школах. «Внедрение проектно-исследовательской деятельности в образование связано с развитием универсальных способностей, которые помогают активно, продуктивно и эффективно жить в быстро меняющемся мире. В какой-то мере они противопоставлены позиции выученной беспомощности», – рассказал Алексей Обухов. Именно в этом заключается влияние реализации проектно-исследовательской деятельности в школах на дальнейшую профессиональную судьбу выпускников, а через них – на весь регион.
Проведенные участниками экспедиции исследования в школах Елизовского района предваряют трёхлетний проект социального воздействия, который позволит улучшить общее образование в Камчатском крае в контексте задач развития региона в целом. Глубокое погружение в контекст, работа со спецификой региона – необходимый этап для любого проекта социального воздействия. За две недели команде экспедиции удалось посетить 15 школ Елизовского района (как городских, так и сельских), в каждой была проведена комплексная исследовательская работа.
В экспедиции (а также на этапе подготовки к ней и обработки полученных данных после) было проведено смешанное исследование. Так, для проведения этнографического исследования в школах были выбраны качественные методы. Большое внимание было уделено разработке гайдов для фокус-групп, тренингов с учениками, интервью с родителями, учителями, директорами.
Первый вид работы, который проводился со школьниками — это диагностические фокус-группы. Задачей участников экспедиции было вывести учеников на искренний разговор, чтобы они поделились своими реальными размышлениями по поводу дальнейших образовательных планов в регионе или вне него. В группах по 6-7 человек школьники рассказывали о том, какие перспективы они видят на Камчатке, есть ли смысл оставаться до 11 класса, а также какие профессии являются перспективными, и где лучше всего им обучаться. Также часть вопросов была посвящена изучению семейного фактора: кем работают родители, родились ли они на Камчатке или переехали сюда позже, какие профессии они советуют выбрать, хотят ли отправить детей на материк или нет. После посещения 15-ти школ стал заметен довольно широкий разброс в зависимости от семей: если учащиеся, чьи родители работают высококвалифицированными специалистами в городе, хотят получить образование в сфере бизнеса, маркетинга, то школьники, чьи родители работают продавцами, автомеханиками в сельской местности, задумываются о карьере в спасательных, силовых структурах, карьере технолога. У некоторых учащихся родители приехали из других регионов России (все по работе). Подавляющее большинство учащихся хочет уехать, главная причина – отсутствие хороших университетов. Примечательно, что многие отмечают, что если бы в регионе были возможности развития (как образования, так и мест работы), то они бы остались на Камчатке.
Также с учащимися проводился профориентационный тренинг, направленный на ознакомление с инструментами, которые необходимы при выборе карьеры, и помощь с расстановкой приоритетов. Школьники в игровой форме учились выявлять, что они любят, что умеют, и как совместив две эти сферы можно прийти к занятию, которое будет полезно обществу, которое можно превратить в профессию. У некоторых учеников были проблемы с выявлением занятий, которые они любят: им было тяжело придумать что-то, кроме биологических потребностей (люблю есть, люблю спать). Тогда студенты и магистранты пытались вместе с ними найти занятия, которые приносят им удовольствие, и зачастую оказывалось, что многое из этого можно было связать с выбором профессии (любовь к спорту, тяга к общению с людьми, креативность).
Также были проведены интервью с директорами школ и представителями администрации – из них участники экспедиции узнали о специфике региона (например, оказалось, что во всех школах Елизовского района есть трудовые бригады), формах организации проектно-исследовательской деятельности, образовательных траекториях учеников и их желании уехать с Камчатки, взаимодействии школ с внешним сообществом. Команде Вышки удалось поговорить и с родителями школьников, узнать об их включенности в жизнь школы и влиянии на профессиональный выбор детей.
Важным этапом исследования стали беседы с учителями. Они не только показали, как на практике реализуются образовательные процессы, но и позволили сформировать запрос на дальнейшее развитие проектно-исследовательской деятельности. Собранные материалы лягут в основу при разработке курса повышения квалификации для учителей, который станет частью трёхлетнего проекта. Учителя — одни из тех открытий, которые удивили команду экспедиции. В условиях ограниченности ресурсов именно инициатива учителей во многом двигает образовательный процесс вперед.
Например, мы провели интервью с заслуженным учителем России, которая работает в своей школе с момента её основания — 1970-го года. Но нас впечатлили не только опытные представители профессии, но и молодые и идейные сотрудники школ. Участники экспедиции познакомили с учителем химии Начикинской школы — молодым педагогом из Калмыкии, которые приехал на Камчатку 8 лет назад сразу после вуза. Он отработал 5 лет на севере Камчатки в труднодоступных регионах, а затем стал заместителем директора по инвестициям. Также команда встретила молодого учителя истории и обществознания в Лесновской школе — маленькой школе среднего общего образования, где даже столовая размещена в одном из кабинетов (там нет горячего цеха). Общение с учениками в фокус-группах показало, что именно такие учителя и мотивируют учащихся. Педагог из Лесновской школы помимо школьных предметов занимался со школьниками финансовой грамотностью, и ребята все как один (даже немотивированные) отмечали практическую пользу компетенции.
В предпоследний день экспедиции Алексей Сергеевич Обухов в Корякской школе по ее запросу провел семинар для учителей. В нём участвовали представители нескольких школ, с которыми команда экспедиции успела поработать.
Также всем школы команда привезла методические материалы и издания журнала «Исследователь/Researcher», предоставила большое число информационных ресурсов по реализации исследовательской и проектной деятельности со школьниками. Несколько учителей из камчатских школ зарегистрировались на конференцию «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», которая при участии Института образования НИУ ВШЭ будет проведена 10-12 ноября в Москве в гибридном формате.
Двухнедельная экспедиция стала небольшой, но очень важной частью начинающегося трёхлетнего проекта социального воздействия в Камчатском крае. Именно на основе собранных данных выстроится понимание особенностей региона, что позволит разработать методические материалы для школ и программу курсов повышения квалификации для учителей Камчатки. «Было бы замечательно вернуться в те же школы и сравнить результаты до и после внедрения программы развития образования на Камчатке,» – отмечает Мария Симонова, как и многие другие участники экспедиции. Но это будет позже, а пока участникам предстоит расшифровать и проанализировать все полученные данные и попытаться сформировать общую картину – не забывая, тем не менее, об уникальности каждой школы.
Заключительный день экспедиции был спланирован для того, чтобы ее участники смогли все собранные материалы заархивировать, систематизировать и описать. Все планы экспедиции реализованы, цели достигнуты, задачи решены. В этот день руководители экспедиции Алексей Сергеевич Обухов и Елена Вячеславовна Овакимян провели две важный встречи. Первая встреча – с руководителем Управления образования Елизовского района Еленой Александровной Кудрявцевой. Были представлены первичные результаты экспедиции, дана обратная связь по школам в аспекте перспектив реализации проекта социального воздействия, который запускается в Камчатском крае. Отмечались сильные стороны и потенциал школ Елизовского района, основные дефициты и задачи развития. Намечены многоаспектные линии сотрудничества по развитию проектной и исследовательской деятельности школьников, по подготовке к этой практике педагогов школ Елизовского района, а также расширению практик профориентационной работы со школьниками в контексте задач развития как района, так и Камчатского края в целом.
Вторая встреча – с руководством и педагогическим составом психолого-педагогического факультета Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга. Данная встреча прошла вместе с коллегами с кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Луизой Игоревной Адамян и Еленой Викторовной Казенной. Были достигнуты договоренности о перспективах сотрудничества и соучастия КГУ им. В. Беринга в реализации проекта социального воздействия.
Прошла также обобщающая встреча всей экспедиционной группы вместе с коллегами из Института образования НИУ ВШЭ Константином Серегиным, Антоном Кухаревым и Натальей Исаевой, которые на этой неделе работали в школах Мильковского района Камчатского края. Две команды сопоставили свои наблюдения за ситуацией деятельности школ в сложных территориальных и социальных условиях.
Реализация насыщенной программы экспедиции стала возможна благодаря программе поддержки студенческих экспедиций «Открываем Россию заново», которая позволят выйти за рамки университета. Данная экспедиция была поддержана в рамках проекта «Больше, чем путешествие» АНО «Россия – страна возможностей». Оператором реализации всей сложной логистики реализации программы экспедиции стал «Камчатинтур». Данная поддержка позволила максимально сосредоточится на содержательной части экспедиции, не думая о большинстве организационных вопросов, которые взяли на себя поддерживающие организации.
Участники экспедиции, помимо школ, смогли побывать на Халактырском пляже Тихого океана, на Мысу Маячный и у скал Три брата в Авачской бухте, на горячих источниках в Паратунке, погулять по Никольской и Мишенной сопкам.
Посетить музеи Петропавловска-Камчатского (Краеведческий, Вулканариум, Океанрыбфлота).
Собранный материал ляжет в основу курсовых и дипломных работ участников экспедиции, по нему будут написаны научные статьи, готовятся выставка фотографий и фильмы по итогам экспедиции… Но начало проекта уже положено.