Новости сообщества

Экспедиция "Школьное краеведение в Забайкалье"

Новости сообщества
Экспедиция в Забайкалье: изучение практик школьного краеведения как содержание проектной и исследовательской деятельности учащихся
Экспедиция «Школьное краеведение в Забайкалье» студентов НИУ ВШЭ прошла с 9 по 23 июня 2023 года под руководством главного редактора журнала «Исследователь/Researcher» А.С. Обухова. Она стала продолжением изучения школьного образования в отдаленных уголках России с акцентом на исследование школьного краеведения, проектной и исследовательской деятельности учащихся. Экспедиция реализована в рамках проекта «Открываем Россию заново». Выбор места экспедиции – Нерчинского района Забайкальского края неслучаен.
Во-первых, в городе Нерчинск находится знаменитый Нерчинский краеведческий музей, который фактически является местным центром краеведческой деятельности и организатором различных мероприятий с краеведческим подтекстом. Так, за время экспедиции мы стали свидетелями фестиваля «Национальная мозаика», на котором жители города от мала до велика смогли познакомиться с культурой и бытом местных национальностей: русских и казаков, бурят, тунгусов (эвенков), татар, армян, азербайджанцев, таджиков и т. д. Также мы приняли участие в тематической экскурсии, организованной для участников юбилейного шестидесятого краевого туристического слета «Нерчинские тропы». Одной из задач экспедиции стало изучение практик взаимодействия школ с музеем в организации музейной педагогики и развитии краеведческой деятельности.
Во-вторых, в Нерчинском районе Забайкальского края располагаются школы, функционирующие в сложных социально-экономических и природно-географических условиях: в некоторых из них наблюдается проблемы кадрового голода (например, в п. Заречный, с. Илим учителя ведут разнопрофильные предметы), здания школ давно требуют ремонта (например, в с. Правые Кумаки, Зульзикан, Зюльзя, Нижние Ключи и др.), маленького количество учащихся, отсутствия классов начальной или старшей школы ввиду недобора учащихся, в результате чего некоторые ученики вынуждены каждое утро ездить в соседние село для посещения школьных занятий. В таких школах практики проектной, исследовательской и краеведческой деятельности отличаются от тех, что написаны в методологических пособиях для учителей, работающих в «обычных условиях». Изучение практик деятельности сельских школ имеет ценность для составления общей картины развития школьного краеведения, реализации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях малокомплектных школ.
В-третьи, Забайкальский край, по данным Росстата 2020 года, занимает последнюю позицию в рейтинге средней заработной платы учителей в Дальневосточном федеральном округе и одну из самых низкий позиций в рейтинге по России в целом. Это может негативно сказываться на уровне школьного образования, так как происходит отток профессиональных кадров. И это также выступает непростым контекстом деятельности школ. Но школы активно работают и важно понять – где и как они находят ресурсы для полноценной реализации образовательной и воспитательной программ, какие иные ресурсы они вовлекают в свою деятельность, в том числе ресурсы взаимодействия с локальным сообществом.
Состав экспедиции формировался из числа студентов различных образовательных программ бакалавриата и магистратуры НИУ ВШЭ по следующим критериям: мотивационное письмо, резюме и готовность к написанию статей, курсовых или выпускных квалификационных работ по итогам собранных в поле материалов. Необходимо было собрать разновозрастную команду студентов, действительно заинтересованных в изучении практик школьного образования в Забайкальском крае. Именно поэтому предпочтение было отдано студентам майнора «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху», магистрам программы «Доказательное развитие образования» Института образования, студентам, выражающим профессиональный интерес к сфере образования. Таким образом, численность экспедиционной группы была небольшой (руководитель, помощник руководителя, 9 студентов из НИУ ВШЭ).
Представим состав экспедиционной группы:
1. Обухов Алексей Сергеевич — руководитель, к. психол. н., профессор, ведущий эксперт Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ;
2. Анчиков Константин Михайлович – заместитель руководителя, стажер-исследователь, аспирант Института образования;
3. Бережная Анна Алексеевна – студент факультета мировой экономики и мировой политики, бакалавриат, 3 курс;
4. Гаврилова Олеся Артуровна – студент факультета мировой экономики и мировой политики, бакалавриат, 2 курс;
5. Трофимов Владислав Викторович – студент факультета мировой экономики и мировой политики, бакалавриат, 2 курс;
6. Сурхаева Кристина Вадимовна – магистрант Института образования, магистратура, 1 курс;
7. Илюшин Роман Витальевич – магистрант Института образования, магистратура, 2 курс;
8. Котенева Алиса Олеговна – студент факультета мировой экономики и мировой политики, бакалавриат, 2 курс;
9. Филимонова София Александровна – студент Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств, бакалавриат, 3 курс;
10. Попова Полина Евгеньевна – студент Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств, бакалавриат, 3 курс;
11. Шевлякова Алина – студент Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств, бакалавриат, 2 курс.
Экспедиция была спланировала и проводилась во взаимодействии с экспедиционной группой Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ под руководством д.филоло.н., профессора Владимира Леонидовича Кляуса, заведующего отделом фольклора ИМЛИ РАН, заместителя академика-секретаря Отделения историко-филологических наук Президиума РАН. В группу входило 6 студентов, окончивших 3 курс бакалавриата и проходящих экспедиционную практику. В фокус внимания их группы вошло изучение культуры и быта жителей сел Нерчинского района Забайкалья. Несколько раз группы из НИУ ВШЭ и РГГУ проводили совместное собрание с целью взаимного ознакомления с деятельностью и задачами каждой команды.
В рамках исследовательской программы экспедиции НИУ ВШЭ были выделены следующие содержательные направления:
1 - практики реализации проектной и исследовательской деятельности в школах и центрах дополнительного образования детей Нерчинского района;
2 - практики краеведческой деятельности в школах и содержание деятельности школьных музеев;
3 - практики музейной педагогики Нерчинского краеведческого музея и учреждений культуры в Нерчинском районе;
4 - взаимодействие сельской школы с местными сообществами, учреждениями культуры (Дом культуры, библиотека, музей и т. д.) и др.;
5 - выявление трактовки понятия «одаренности» в школах и практик работы с одаренными детьми в школах и центрах дополнительного образования детей;
6 - функционирование школьных, городских и сельских библиотек и их практики работы с учащимися;
7 - выявление особенностей образовательно-профессиональных траекторий у выпускников школ (после 9 и после 11 классов);
8 - культура детства и территориальная самостоятельность детей разных возрастных категорий в Нерчинске и в селах Нерчинского района.
Нужно отметить, что некоторые из направлений появлялись не перед началом экспедиции, а уже в ходе нее: например, один из участников изъявил желание изучить работу школьных и городских/сельских библиотек или по причине выходных дней работа со школами затруднялась, и нами было принято решение собрать материал о жизни детей в городе: основные занятия летом, любимые места в городе, увлечения и хобби, территориальные и временные ограничения прогулок в городе.
Перед экспедицией каждый из участников группы собрал информацию о планируемых к посещению учебных заведений на основе официальной страницы в сети Интернет или группы школы в социальной сети ВКонтакте.
Основными методами полевой части исследования стали:
1 - тематические беседы с администраций и педагогами образовательных организаций, сотрудниками учреждений культуры;
2 - проведение фокус-групп с педагогами и обучающимися школ;
3 - свободное общение в контексте пространства и событий с их участниками;
При общении с жителями Нерчинского района велась аудио или видеофиксация, фотографирование (с обязательным согласием участников). По итогам создавались реестры и тегирование аудио и видеозаписей.
Работа проходила в парах или тройках с целью разделения задач: кто-то из участников занимался фиксацией данных, кто-то вел беседу. Необходимо отметить, что зачастую в течение дня группа успевала собрать материалы сразу в двух сельских местностях, разделяясь на две подгруппы: одна под руководством Алексея Сергеевича Обухова, другую возглавлял Константин Михайлович Анчиков. Это не только позволило оптимизировать и ускорить общую работу, но и дало возможность охватить как можно больше школ и центров дополнительного образования детей. Материалы, собранные в ходе полевых исследований, фиксировались в анкете, которая состояла из трех содержательных вопросов: школьный климат (общение по линии учителя-дети и дети-дети), взаимодействие школы с местными сообществами, развитие краеведческой и проектно-исследовательской деятельности учащихся. Также все видео, фотографии и аудиозаписи собирались в единый реестр с тегированием (использована программа Яндекс. Диск, а также Notion), так как на окончании самой экспедиции работа не заканчивается. Перед экспедиционной командой стоит большой перечень постэкспедиционных задач – на основе отобранных материалов написать ряд статей, представить фильм, выставку фотографий, а некоторым студентам – защитить КР или ВКР по материалам экспедиции.
Общий график работы экспедиционной группы был следующим:
1 - утреннее ЦУ, на котором давались общие наставления и делались смысловые акценты работы на день;
2 - работа по группам в ходе дня (полевые выходы и выезды, ведение интервью с аудио/видео записями, фото и видеосъемка);
3 - заполнение анкет рефлексии, загрузка отснятых материалов в общеэкспедиционный архив;
4 - вечерний брифинг (каждый из участников делился проделанной работой, всю информацию фиксировал кто-то из участников команды – по желанию, в итоге делался общий вывод и выстраивался план на следующий день) и наставления, советы по ведению интервью, передача опыта от руководителей экспедиции студентам.
Экспедиция прошла продуктивно, что в основном было связано с быстрым налаживанием коммуникации между администрацией Нерчинского района и руководством экспедиции, а также с ответственностью и вовлеченностью участников в решение исследовательских задач.
Экспедиция получила поддержку и.о. министра Министерства образования и науки Забайкальского края, д.п.н., профессора Т.К. Клименко. Реализация программы экспедиции состоялась при содействии и активной поддержки со стороны заместителя главы Нерчинского района по социальным вопросам Н.Г. Зориной и начальника управления образования Нерчинского района Н.В. Ораевой. Участники экспедиции выражают им огромную благодарность за гостеприимство, всестороннюю помощь и содействие в реализации исследовательской программы.
В городе Нерчинск команда посетила две школы из трех (МОУ СОШ №9 и МБОУ ООШ №2, а МБОУ СОШ №1 на контакт не пошла), Спортивную школу, Центральный дом творчества, Детскую школу искусств (художественное и музыкальное отделения), Нерчинскую районную библиотеку (где наши коллеги провели выставку фотографий из различных экспедиций РГГУ под руководством В. Л. Кляуса) и Нерчинский краеведческий музей (где в начале экспедиции прошла экскурсия, а в последний день экспедиционные группы НИУ ВШЭ и РГГУ представили первичные результаты экспедиций, а также примеры исследовательских задач по экспонатам музея, которые можно использовать в рамках музейной педагогики). В Нерчинской районе была изучена практика 10 школ из следующих поселков и сел: с. Правые Кумаки, п.с.т. Приисковый, с. Калинино, п. Нагорный, п. Заречный, с. Зюльзя, с. Зюльзикан, с. Знаменка, с. Илим, с. Нижние Ключи.
Коллективы всех организаций, в которых побывали участники экспедиции, были открыты к взаимодействию и содержательному общению. При этом, по ходу реализации экспедиции, была замечена интересная закономерность: чем дальше находится школа, тем радушнее и доброжелательнее там люди, тем гостеприимнее встречали участников экспедиции. Так, например в школе с. Правые Кумаки нам показали небольшое театральное выступление, приуроченное к памяти ВОВ, провели интересную экскурсию по школьному музею, а в конце угостили праздничным обедом. Рабочие выезды в с. Зюльзя и с. Зюльзикан сопровождались ночевкой в спортивном зале прямо в здании школы, так как села находились на большом расстоянии от г. Нерчинска и с точки зрения эффективности работы возвращаться в город не имело смысла. В с. Зюльзикан в маленькой школе участников экспедиции встретили по-домашнему, и большее время участники провели в столовой в общении за чаем, боле напоминающий полноценный обед. Директор школы с. Зюльзя любезно провела экскурсию по селу, а затем предоставила в распоряжение группы маты в спортзале, школьную столовую, где оставили ужин и завтрак из домашней сметаной, яиц и блинов. А во второй день в с. Зюльзя – педагоги пригласили в старую школу (здание земской школы, построенное в 1905 году), где участники экспедиции побывали в «Бабушкиной горнице» с интерактивной экскурсией и полноценным обедом. Другой пример – ночевка в селе Знаменка, где школьная столовая подготовила обед и завтра, а также для участников выезда протопили школьную баню. В отдаленных селах в школах царит теплая атмосфера как по линии учитель-дети, так и по линии дети-дети, что зачастую связано с маленьким количеством учащихся и наличием родственных связей между ними.
Взаимодействие школы с местными сообществами определялось наличием связей с родителями, выпускниками, библиотекой, музеем и практиками профориентационной деятельности через профессиональные пробы в имеющихся предприятиях и организациях. В целом можно сказать, что отдаленность школы влияла на более крепкие связи с родителями, выраженные в большей степени в финансовой или хозяйственной помощи, что обусловлено, во-первых, отсутствием других источников финансирования и способов поддержания школы в рабочем состоянии. А, во-вторых, в маленьких селах зачастую совпадают социальные роли учителя и родителя. Взаимодействие сельской школы с домами культуры происходит по двум сценариям. Первый – проведение совместных праздников, взаимопомощь в организации мероприятий, составление общего расписания, чтобы школьные уроки не пересекались с дополнительными занятиями. Второй – отсутствие налаженных связей и наличие элементов конкуренции. Профориентационная деятельность в рамках сельской школы развита слабо или отсутствует вовсе. Так, например, по словам учителя школы с. Калинино, работать в селе негде, поэтому профориентационную деятельность реализовать сложно. Однако в некоторых школах есть практика обсуждения направлений подготовки в местном «градообразующем» учебном заведении – Нерчинском аграрном техникуме, который является одним из популярных направлений поступления после 9 класса. В большинстве сельских школ 10–11 классов или нет совсем, потому что дети предпочитают уходить после 9 класса, или классы состоят из 4–6 учеников. Перед 11-классниками, которые, по мнению некоторых учителей, являются уже по данному факту обучения в старшей школе одаренными детьми, открывается больше возможностей и траекторий будущего. Было замечено, что часть таких ребят стремится на юг России (например, выпускница школы с. Зюльзя называла ЮФУ в качестве желаемого места обучения), другие выбирают города Дальнего Востока и Сибири – Владивосток, Иркутск, Красноярск. Однако, большая часть выпускников школ Нерчинского района остается в пределах края, продолжая обучения в колледжах и техникумам соседних районов и вузах в городе Чита. В отношении миографии молодежи нет единого мнения: есть случаи возращения молодых людей после учебы в родные края, но при этом многие отмечают, что в Нерчинском районе «делать нечего» и «нет больших перспектив». При этом дети и подростки говорят, что любят свою малую родину и считают Нерчинский район красивым, не засоренным шумом и большими зданиями.
В ходе брифингов экспедиционной группы были выявлены первоначальные обобщения изучения практик краеведческой, проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Во-первых, во многих школах есть практика школьных музеев, правда в разном масштабе сопряженностью с общей школьной жизнью (от пространства, практически полностью заполнившего здание школы, местом, где развита собирательская, поисковая и исследовательская деятельность школьников по краеведению до маленького уголка одного из классов школы с небольшим числом экспонатов. Пока школьный музей в большинстве случаев – не системная практика школ, а скорее инициатива заинтересованного учителя. Причем дети редко принимают активное участие в создании и развитии музея (за исключением с. Правые Кумаки, где дети являются создателями многих материалов, представленных в музее, а также выступают в роли экскурсоводов).
Во-вторых, в районе есть уникальная школа в п. Нагорный, где директор А.В. Филинов и по совместительству учитель географии не только способствует развитию исследовательской деятельности учащихся в области экологии и физической географии, но и более 30 лет организует ежегодные исследовательские экспедиции со школьниками в Нерчинском районе, а также провел 4 экспедиции в Монголию. Уровень исследовательских работ в этой школе выполнен на высоком уровне, регулярно ребята занимают призовые места в краевых и даже всероссийских конкурсах. Однако, нельзя это назвать практикой коллектива школы в целом, ее осуществляет именно директор школы как увлеченный учитель географии.
В-третьих, в некоторых школах понимание проектной и исследовательской деятельности наблюдается во многом искажено: оно вращается вокруг каких-то хозяйственных инициатив или представляет собой презентацию с рассказом о каком-то памятнике или географическом объекте на основе одного-двух источников. При этом во многих школ наблюдается недооценка исследовательской и проектной деятельности школьников, аргументируя это нехваткой ресурсов: в первую очередь маленькое количество учителей не дает возможности сосредоточиться на проектно-исследовательской деятельности.
В-третьих, большинство школ славятся спортивными достижениями учащихся. В районе развита туристическая деятельность школьников. Во время экспедиции прошло открытие краевого туристического слета «Нерчинские тропы», организованного районным управлением образованием. В нем приняло участие 14 школьных команд (10 из Нерчинского района, 4 из других районов Забайкальского края). Руководитель спортивной школы г. Нерчинска убежден, что «спорт учебе не помеха», а, напротив, стимул к развитию дисциплины. Также многие дети отмечали, что посещают хотя бы один вид спорта. Такой обширный спрос формирует различные спортивно-туристические мероприятия – различные спортивные соревнования, туристический слет, таежный лагерь и др. Краеведения в таких событиях мало, но оно все же наблюдается (так, например, одно из заданий туристического слета – это работа с картой местности, изучение ландшафта и горных пород Забайкалья).
В-четвертых, чем меньше школа, чем беднее у нее материальные ресурсы, тем, порой, активнее реализуется взаимодействие школы с локальным сообществом как способом компенсации этих ограничений. При этом принципиальное значение для появления и осуществления содержательных практик школ (особенно в области краеведения, проектной и исследовательской деятельности учащихся, различных социальных активностей школьного коллектива) имеет значение увлеченность конкретного педагога. Наиболее системные практики в школах с такими педагогами зародились в 1990-е годы и продолжаются до сих пор, они хорошо известные всем в районе, но, при этом, фактически не распространяются внутри района на другие школы.
С целью дальнейшего сотрудничества со школам и центрами дополнительного образования, помощи и содействия в развитии исследовательской и проектной деятельности учащихся, школьного краеведения - всем коллективам образовательных организаций Нерчинского района участники экспедиции передали издания журнала "Исследователь/Researcher" и подборка ссылок на содержательные ресурсы в этой области, находящиеся в открытом доступе.
Made on
Tilda