STEM (Science, Technology, Engineering, Maths) – устойчивая аббревиатура, которая объединяет естественные науки, технологии, инженерию и математику. STEM-образование – это не просто объединение под одной шапкой нескольких направлений, а скорее современная линия интеграции естественнонаучного, математического и инженерного образования. Практика реализации STEM- подхода в образовании строится на деятельностной основе – через экспериментирование, исследование, проектирование, конструирование, программирование.
В три тома сборника вошло 300 заданий, направленных на получение знаний и навыков в области STEM. Они предназначены для школьников начального, основного и среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС с учетом необходимых требований соблюдения межпредметных связей, практической ориентированности, деятельностной составляющей. Уровень сложности заданий соответствует каждому из уровней общего образования с учетом освоенных предметных знаний.
Задания направлены на развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся, а так- же возможны для реализации в различных форматах внеурочной деятельности в рамках школьной программы. Они также могут применяться как упражнения для отбора и участия в олимпиадах и конкурсах всех уровней по предметам и направлениям STEM, в том числе в логике междисциплинарной подготовки и развития навыков XXI века (4К – критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация).
Третий том сборника включает 64 задания, направленных на работу с учащимися средней и стар- шей школы как в рамках школьных предметов естественно-научного цикла, математики и информатики, так и в связке с другими школьными предметами или выходя за их пределы. Данные задания — из практики образования Великобритании и США, представлены в авторизированном переводе по общей структуре заданий трехтомника.
Сборник создан в рамках проекта «Анализ развития STEM-образования» Центром общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.
Авторизированный перевод заданий:
Волкова Екатерина Вадимовна, педагог дополнительного образования, руководитель направления «Физика в окружающем мире» Детского исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР».
Основные источники заданий, взятых для авторизованного перевода:
• Thinking skills assessment UCLES 2018 by Oxford Admissions Testing Service — адаптированные примеры вступительных заданий для поступающих в бакалавриат Университета Оксфорда (Великобритания);
• Active Physics by Arthur Eisenkraft, Ph.D. and Active Physics Team — адаптированные приме- ры заданий из задачника по «активной физике», применяемые в логике STEM в школах США.
Редактор-составитель: Обухов Алексей Сергеевич, к. психол. н., ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.
Научный консультант: Ловягин Сергей Александрович, к. п. н., заведующий кафедрой STEM АНОО «Хорошевская школа», Заслуженный учитель РФ