В апреле 2025 г. в Москве прошли XXXII Всероссийские юношеские чтения имени В.И. Вернадского – финальный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского и Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся 5-7-х классов «Тропой открытий В. И. Вернадского».

Развитие науки – приоритетная задача государства, от которой зависит укрепление технологического страны, динамичный рост отраслей экономики и обеспечение благополучия всех регионов. Большая работа в этом направлении ведется в рамках Десятилетия науки и технологий, объявленного Президентом Российской Федерации в 2022 году. Одна из главных задач десятилетия – привлечение в сферу исследований и разработок молодежи и подростков, а также их вовлечение в решение важнейших задач развития общества и страны.
На решение этой задачи направлены Чтения В.И. Вернадского. Это большое ежегодное событие, представляющее собой насыщенную образовательную программу. Ее центральным звеном является развивающая научная экспертиза исследовательских работ школьников. Кроме того, программа включает встречи с учеными, лекции, экскурсии в научные музеи, методические встречи, мастер-классы, творческий конкурс.
В этом году конкурс включен в план инициативы «Наука побеждать» в рамках ключевой задачи Десятилетия науки и технологий «Привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок», в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации.
В числе организаторов Чтений – Российская академия наук и Комиссия РАН по изучению научного наследия выдающихся ученых, Московское общество испытателей природы, Межрегиональное общественное движение творческих педагогов «Исследователь», Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского, Школа № 1553 им. В.И. Вернадского, Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского, Дворец творчества детей и молодежи им. А. Гайдара, Колледж «26 КАДР» и другие организации.
На решение этой задачи направлены Чтения В.И. Вернадского. Это большое ежегодное событие, представляющее собой насыщенную образовательную программу. Ее центральным звеном является развивающая научная экспертиза исследовательских работ школьников. Кроме того, программа включает встречи с учеными, лекции, экскурсии в научные музеи, методические встречи, мастер-классы, творческий конкурс.
В этом году конкурс включен в план инициативы «Наука побеждать» в рамках ключевой задачи Десятилетия науки и технологий «Привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок», в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации.
В числе организаторов Чтений – Российская академия наук и Комиссия РАН по изучению научного наследия выдающихся ученых, Московское общество испытателей природы, Межрегиональное общественное движение творческих педагогов «Исследователь», Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского, Школа № 1553 им. В.И. Вернадского, Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского, Дворец творчества детей и молодежи им. А. Гайдара, Колледж «26 КАДР» и другие организации.

Торжественная церемония открытия Чтений состоялась 15 апреля в Большом зале Президиума Российской академии наук. На открытие Чтений собрались учащиеся 5-11-х классов и их руководители из 58 субъектов Российской Федерации, а также Республик Беларусь, Казахстан, Кыргызской республики. Всего в Чтениях приняло участие более 1050 человек, было представлено более 570 исследований по 30 направлением естественных и гуманитарных наук.
Программа открытия включала научно-популярную композицию, в который были представлены основные положения научного наследия В.И. Вернадского, информация о памятных датах российской науки 2025 г., вокальные номера. Участники с большим воодушевлением встретили видеоприветствие Председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Салаватовны Гумеровой. К собравшимся обратились с пожеланиями академик РАН Алексей Львович Семенов, зам. директора института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН Наталия Сергеевна Безаева, генеральный директор Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского Ольга Владимировна Плямина, историк науки, биограф В.И. Вернадского Геннадий Петрович Аксенов, директор Школы № 1553 им. В.И. Вернадского Алексей Сергеевич Миняев, Президент благотворительного фонда «Мой экватор» Андрей Владимирович Сухинин.
Программа открытия включала научно-популярную композицию, в который были представлены основные положения научного наследия В.И. Вернадского, информация о памятных датах российской науки 2025 г., вокальные номера. Участники с большим воодушевлением встретили видеоприветствие Председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Салаватовны Гумеровой. К собравшимся обратились с пожеланиями академик РАН Алексей Львович Семенов, зам. директора института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН Наталия Сергеевна Безаева, генеральный директор Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского Ольга Владимировна Плямина, историк науки, биограф В.И. Вернадского Геннадий Петрович Аксенов, директор Школы № 1553 им. В.И. Вернадского Алексей Сергеевич Миняев, Президент благотворительного фонда «Мой экватор» Андрей Владимирович Сухинин.
За многолетний труд по руководству исследованиями учащихся и организацию региональных программ в области исследовательской деятельности медалью «За вклад в развитие исследовательской деятельности», учрежденной Движением «Исследователь», были награждены: Курбатова Алла Викторовна (г. Дмитров, Московская область), Ямщикова Нелли Анатольевна (г. Калининград), Валеева Гузель Фахрисламовна (г. Уфа, респ. Башкортостан), Зорина Ольга Александровна (г. Новосибирск), Хабибуллин Рашит Денисламович (г. Нижний Новгород), Корчемнова Людмила Григорьевна (г. Новый Уренгой), Снопков Сергей Викторович (г. Иркутск).
Важной темой на открытии Чтений стало 80-летие победы в Великой отечественной войне, которой были посвящены многие исследования, а также литературные композиции и музыкальные номера на протяжении всех Чтений.
Важной темой на открытии Чтений стало 80-летие победы в Великой отечественной войне, которой были посвящены многие исследования, а также литературные композиции и музыкальные номера на протяжении всех Чтений.
На трех этажах фойе Президиума РАН была развернута выставка постеров участников Чтений, на которых были представлены цели, задачи, методы, основные результаты проведенных ими исследований. Стенды были сгруппированы по 30 тематическим направлениям, в каждом из которых работали экспертные комиссии. В их состав входили представители университетов, научных организаций Российской академии наук, опытные руководители исследовательских работ школьников. Все они имели большой опыт работы на ученических научно-практических конференциях. Главная цель экспертизы – поддержка идей авторов, их мотивация на самостоятельную деятельность, рекомендации по дальнейшей работе.
Второй задачей стендовой сессии стало знакомство авторов и руководителей друг с другом и с тематикой их исследований, рождение новых совместных планов на будущее. Поэтому в обсуждении приняли участие общественные эксперты, руководители региональных делегаций и сами учащиеся, авторы исследований.
Основные направления исследовательских работ – охрана природы и окружающей среды, микробиология, клеточная биология и физиология растений, медицина и физиология человека и животных, искусство и литература, этнография, культурная антропология и ономастика, экономика, психология, социология и право и многие другие.
Второй задачей стендовой сессии стало знакомство авторов и руководителей друг с другом и с тематикой их исследований, рождение новых совместных планов на будущее. Поэтому в обсуждении приняли участие общественные эксперты, руководители региональных делегаций и сами учащиеся, авторы исследований.
Основные направления исследовательских работ – охрана природы и окружающей среды, микробиология, клеточная биология и физиология растений, медицина и физиология человека и животных, искусство и литература, этнография, культурная антропология и ономастика, экономика, психология, социология и право и многие другие.
Среди представленных работ эксперты отметили исследование Светланы Швецовой, победителя Свердловского областного тура Конкурса им. В.И. Вернадского, выполненную под руководством Марины Сергеевны Галишевой. Название работы «Особенности гнездования дроздов в Харитоновском парке Екатеринбурга». Автором получены интересные данные о двух группах гнезд, находящихся в противоположных частях парка, выявлены предпочтительные для гнездования виды деревьев. Также исследователем зафиксировано влияние погодных условий на выживаемость потомства: высокая смертность эмбрионов при майском снегопаде и понижении температуры. Юный исследователь планирует дальнейшие наблюдения за гнездованием птиц и их численностью.
Высокую оценку получила работа Елизаветы Иноземцевой из г. Иваново: «Фауна и биотопическая приуроченность слепней пойменных лесных комплексов на территории Федерального заказника «Клязьминский» (рук. – Анна Юрьевна Гусева). Автор в течение нескольких лет собирает информацию о различных видах слепней, изучает динамику видового состава этих насекомых, отлавливая их при помощи оригинальной ловушки, напоминающей корову и привлекающей таким образом слепней. За время наблюдений Елизавета выявила новые для региона виды южных слепней, которые постепенно продвигаются на север по долинам рек, что и стало главным открытием автора. Но для экспертов секции «Охрана природы» не менее удивительным явилось и то, что такой объект как слепни, обычно вызывающий у человека исключительно отрицательные эмоции, попал в фокус внимания юного исследователя природы.
Высокую оценку получила работа Елизаветы Иноземцевой из г. Иваново: «Фауна и биотопическая приуроченность слепней пойменных лесных комплексов на территории Федерального заказника «Клязьминский» (рук. – Анна Юрьевна Гусева). Автор в течение нескольких лет собирает информацию о различных видах слепней, изучает динамику видового состава этих насекомых, отлавливая их при помощи оригинальной ловушки, напоминающей корову и привлекающей таким образом слепней. За время наблюдений Елизавета выявила новые для региона виды южных слепней, которые постепенно продвигаются на север по долинам рек, что и стало главным открытием автора. Но для экспертов секции «Охрана природы» не менее удивительным явилось и то, что такой объект как слепни, обычно вызывающий у человека исключительно отрицательные эмоции, попал в фокус внимания юного исследователя природы.
В гуманитарном направлении Екатерина Римашевская из школы № 1514 г. Москвы выполнила работу под руководством профессора Александра Николаевича Поддьякова. Автором с помощью оригинальной методики проведено исследование того, как старшеклассники придумывают объекты для стимулирования и изучения чужой любознательности и исследовательского поведения. Было проведен эксперимент на большой выборке старшеклассников. Выявлено, что в объектах, конструируемых для дошкольников, чаще предполагалось стимулирование любознательности и исследовательского поведения через физическое взаимодействие, в то время как в объектах для ровесников большее внимание уделялось познавательности информации, полученной от использования предмета.
Секция «Образование: история и современность» получилась камерной, – всего три работы. Ребята приехали издалека и на стендовой сессии, которая фактически стала научным семинаром, продемонстрировали высокий уровень и невероятную увлеченность. Павел Костылев из Бархатово с работой «Все начинается с учителя» углубился в историю своей семьи – настоящей педагогической династии. Марк Бадалян из Сочи с работой «Симбиоз робототехники и профориентационной работы в дополнительном образовании» продемонстрировал прекрасный тренажер, собранный своими руками. Работа Антона Игнатьева из Ленска «Создание летописи Ленского технологического техникума как основы создания музея организации» ярко представила вехи развития его родного учебного заведения.
В среду участники продолжили работу в формате пленарных слушаний. В школе № 1553 им. В.И. Вернадского была организована зашита исследовательских работ в 15 секциях. Главная цель защит – обсуждение результатов исследований и научная дискуссия, направленная на выявление наиболее интересных аспектов работы, а также выработка предложений по дальнейшему развитию темы. На защиты были приглашены авторы наиболее значимых работ, обсуждение которых было интересно участникам научной дискуссии.
Одним из центральный событий в рамках Чтений, которое многие годы создается непосредственно внутри программы финала конкурса, это Конкурс идей междисциплинарных исследований. В день стендовой сессии участники находят себе партнера по созданию возможной идеи (обязательное условие – партнеры должны быть из другого региона и из другой секции Чтений). На следующий день они совместно продумывают совместный замысел, используя наработки из каждой работы, представленной на Чтениях. А в четверг они совместно представляют свои идеи возможных новых исследований. В этом году было представлено 23 таких замысла от авторов 47 исследований, представленных на Чтениях. В некоторых случаях объединялись авторы не только двух, но и трех исследований. Среди предложенных идей были как весьма оригинальные «Деструктивные процессы в духовном мире как зеркало разложения в природе» (от авторов изначальных работ: Болатаева Лия «Микогенная деструкция древесины в условиях субтропического климата г. Сочи на примере дуба черешчатого и гриба обыкновенного», г. Сочи Краснодарского края, секция «Микробиология, клеточная биология и физиология растений»; Васильева Полина «Мегрэ у зеркала: детективный текст Достоевского в нарративе Сименона», г. Петропавловск Республики Казахстан, секция «Искусство и литература»). Так и очень академические и перспективные: «Электромагнитные методы очистки воды в процессах золотодобычи» (от авторов изначальных работ: Зайнетдинов Раиль «Ионный ветер и возможности его применения», с. Нижегородка Уфимского района Республики Башкортостан, секция «Физика и Астрономия»; Бартенев Алексей Александрович «Исследование вод рек Омчуг и Детрин», п. Усть-Омчуг Тенькинского района Магаданской области, секция «Охрана природы и окружающей среды»).
Два вечера в рамках программы Чтений многие участники конкурса из разных регионов выступают с творческими номерами в рамках фестиваля художественного творчества. Лучше номера участники потом представляют на закрытие Чтений. В этом году были особенно выразительными номера – алтайский танец от ребят из Бельтирской СОШ имени Кыдат Тебековой Республики Алтай, песня о соколе на якутском языке от ученицы из Соловьевской СОШ имени П.М. Васильева с. Мырыла Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия), песня «Не забывайте» в исполнении Арины Манухиной, ученицы СОШ №9 г. Ступино Московской области), башкирский народный танец от учеников СОШ с. Мутсафино Бакалинского района Республики Башкортостан, стилизованный танец «Ожившая картина В. Васнецова «Царевна лягушка»» в исполнении Анны Сырчиной из с. Полом Кирово-Чепецкого района Кировской области, танцевальный этюд «Узоры» от учеников 1-й Хомустахской СОШ имени Д.Ф. Алексеева п.г.т. Кысыл-Сыр Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия), песня Симбирской губернии «У кого куры пропали» от учеников из г. Ульяновска.

Программа чтений продолжилась лекциями, на которых выступили известные ученые и общественны деятели.
В среду 16 апреля Иван Алексеевич Смирнов, кандидат биологических наук, директор Гимназии Святителя Василия Великого, научный руководитель Московской молодежной антарктической экспедиции, представил сообщение на тему «Исследования Арктики и Антарктики: от научного волонтерства до большой науки». Присутствовавшие узнали, почему исследования Арктики и Антарктики имеют критическое значение для науки, экологии и будущего всего человечества, а также как научные волонтеры могут помочь в решении глобальных задач.
В среду 16 апреля Иван Алексеевич Смирнов, кандидат биологических наук, директор Гимназии Святителя Василия Великого, научный руководитель Московской молодежной антарктической экспедиции, представил сообщение на тему «Исследования Арктики и Антарктики: от научного волонтерства до большой науки». Присутствовавшие узнали, почему исследования Арктики и Антарктики имеют критическое значение для науки, экологии и будущего всего человечества, а также как научные волонтеры могут помочь в решении глобальных задач.
В четверг 17 апреля лекционную программу продолжила Вероника Валерьевна Нуркова, доктор психологических наук, профессор РАН, заведующая лабораторией психологии личности Института психологии РАН. Участники погрузились в мир субъективности человека. Лектор задала главный вопрос: Что такое человек? Достижения современной науки подталкивают к тому, чтобы понимать человека как ансамбль физических, биохимических и когнитивных алгоритмов. Но каждый из нас – автор уникальной жизненной истории, в которой пережитый опыт переплавляется в самобытное «Я» и в неповторимый проект индивидуального будущего. Какая память о прошлом оптимальна для максимального развития потенциала личности? Возможно ли менять прошлое по собственному желанию?

В пятницу 18 апреля лекционную эстафету завершила Юлия Германовна Горбунова, академик РАН, доктор химических наук, профессор, декан факультета фундаментальной физико-химической инженерии МГУ имени М.В. Ломоносова. Она представила лекцию «Как настоящие химики создают физику и медицину будущего» и, вместе с аудиторией задалась вопросами: как построить мостики между живой природой и рукотворным миром? Что общего между красной кровью, зелеными растениями и синими джинсами? И почему сегодня девиз министра химической промышленности СССР Л.А. Костандова «Какова химия, такова и жизнь» снова актуален?

Традиционно в рамках Чтений проводится методическая сессия в стендовой форме. На ней руководители делегаций, учителя, управленцы делятся опытом организации исследовательской деятельности в своих регионах. Это были методики организации исследований в разных областях науки и техники, модели построения системы исследовательской деятельности на уровне образовательных организаций, программы работы региональных отделений МОД «Исследователь». Наиболее интересными стали доклады Кашкиной Эммы Хрисанфовны (г. Волгоград) «Проектная деятельность учащихся-билингвов по изучению творчества А.С. Пушкина», Чекменёвой Оксаны Юрьевны (г. Новосибирск) «Исследовательская компетентность педагога как важная составляющая развития исследовательской компетенции учащихся», Джабраиловой Эльвиры Адыльевны (г. Уфа) «Использование игровых технологий в исследовательской деятельности школьников».
Важным направлением деятельности Оргкомитета Чтений является международное сотрудничество». В сентябре-ноябре 2025 г. планируется между народная выставка в Абу-Даби (ОАЭ), на которую номинированы лауреаты Чтений.
Важным направлением деятельности Оргкомитета Чтений является международное сотрудничество». В сентябре-ноябре 2025 г. планируется между народная выставка в Абу-Даби (ОАЭ), на которую номинированы лауреаты Чтений.
Чтения им. В.И. Вернадского ежегодно становятся площадкой, на которой наши партнеры представляют свои достижения и разработки. И эти Чтения не стали исключением.
МОД «Исследователь», совместно с Благотворительным фондом социальной поддержки «Мой экватор», ведет разработку комплекса учебно-методических атласов для уроков и внеурочной деятельности и сценариев уроков. Атласы объединяют фундаментальные знания по биологии и экологии с современными образовательными технологиями. В состав атласов входят фотоматериалы из фонда Международной эколого-просветительской платформы «Золотая черепаха», эти фонды пополняются участниками Международного фестиваля «Золотая Черепаха» в котором участвуют фотографы из более, чем 100 стран мира. На Чтениях прошла презентация этого проекта.
Компания «Лоретт» предложила мастер-класс «Как поймать спутник», на котором участники попробовали приобщиться к миру космических технологий. На семинаре обсуждались вопросы: Сколько спутников на орбите и зачем они нужны? Что такое дистанционное зондирование и как оно помогает людям? Как получить информацию из космоса и как поймать спутник школьнику?
Наталья Владимировна Хмаро, кандидат педагогических наук, главный эксперт управления по взаимодействию с общеобразовательными организациями Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» представила флагманские проекты Общества. В их число входят марафоны, интеллектуальные игры, мастер-лекции, кинопоказы которые проводятся выдающимися лекторами.
МОД «Исследователь», совместно с Благотворительным фондом социальной поддержки «Мой экватор», ведет разработку комплекса учебно-методических атласов для уроков и внеурочной деятельности и сценариев уроков. Атласы объединяют фундаментальные знания по биологии и экологии с современными образовательными технологиями. В состав атласов входят фотоматериалы из фонда Международной эколого-просветительской платформы «Золотая черепаха», эти фонды пополняются участниками Международного фестиваля «Золотая Черепаха» в котором участвуют фотографы из более, чем 100 стран мира. На Чтениях прошла презентация этого проекта.
Компания «Лоретт» предложила мастер-класс «Как поймать спутник», на котором участники попробовали приобщиться к миру космических технологий. На семинаре обсуждались вопросы: Сколько спутников на орбите и зачем они нужны? Что такое дистанционное зондирование и как оно помогает людям? Как получить информацию из космоса и как поймать спутник школьнику?
Наталья Владимировна Хмаро, кандидат педагогических наук, главный эксперт управления по взаимодействию с общеобразовательными организациями Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» представила флагманские проекты Общества. В их число входят марафоны, интеллектуальные игры, мастер-лекции, кинопоказы которые проводятся выдающимися лекторами.
В рамках Чтений прошло установочное заседание секции «Естественнонаучное образование» Московского общества испытателей природы. В ее задачи входит разработка и распространение методик естественнонаучного образования граждан, начиная с дошкольного и до пенсионного возраста, проведение образовательных и просветительских событий (лекций, конференций, экспедиций, выставок и др.), издательская деятельность. Общество было создано Александром І при Московском университете в 1805 г. и за всю свою историю никогда не прерывало деятельности и связи с университетом. Великие ученые и мыслители академик В.И. Вернадский и академик Н.Д. Зелинский считали, что МОИП выполняло в Москве функцию академии наук вплоть до переезда в столицу Петербургской (Российской) академии в 30-х годах ХХ века. С 2000 года Президентом МОИП является академик В.А. Садовничий.
Основные направления работы секции:
Основные направления работы секции:
- координация работы над методологическими основаниями естественнонаучного образования;
- развитие общественной поддержки научно-технического творчества, исследовательской и проектной деятельности детей и молодежи;
- популяризация научного наследия и современных направлений работы отечественных научных школ и крупнейших ученых;
- экспертное сопровождение мероприятий в области естественнонаучного образования для школьников;
- создание условий эффективной работы для талантливых учащихся и педагогов в области науки и техники;
- информационно-методическое и консультационное сопровождение естественнонаучного и технологического образования, исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Завершились Чтения в пятницу, 18 апреля, торжественной церемонией награждения участников во Дворце творчества детей и молодежи им. А.П. Гайдара. В ней приняли участие эксперты Чтений. Также были награждены победители олимпиады «Экоэрудит», учрежденной Неправительственным экологическом фондом им. В.И. Вернадского и победители в номинации «За вклад в устойчивое развитие». Специальные награды были учреждены движением «Друзья заповедных островов», которые вручила директор НП содействия развитию орнитологии «Птицы и Люди», Юлия Витальевна Горелова.
