Новости сообщества

Человек в гармонии с природой

Новости сообщества
Экспедиция «Человек в гармонии с природой: взаимодействие школ Республики Бурятия с особо охраняемыми природными территориями»
Республика Бурятия – один из двух регионов, расположенных на озере Байкал, уникальном природной объекте нашей планеты. Это главный фактор, способствующий формированию здесь особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Первый заповедник нашей страны – Баргузинский заповедник, находящийся на территории Бурятии – был основан в 1916 году, что послужило началу заповедного дела в России. Позднее в регионе появилось большое количество заповедников, национальных парков и заказников, многие из которых отводят значительное место экопросветительской деятельности. Кроме того, ряд организаций высшего, школьного и дополнительного образования детей также принимают участие в организации проектов и мероприятий, направленных на развитие экологической грамотности у учащихся школ, создавая своеобразную связку между обучающимися и ООПТ.
Экспедиция «Человек в гармонии с природой: взаимодействие школ Республики Бурятия с особо охраняемыми природными территориями» реализована в рамках проекта «Открываем Россию заново» НИУ ВШЭ с 14 по 25 июня 2025 года под руководством главного редактора журнала "Исследователь/Researcher", ведущего эксперта Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ А. С. Обухова.
Экспедиция реализована в сотрудничестве и при поддержке М.Г. Цыреновой, руководителя Бурятского регионального отделения МОД "Исследователь", директора Института непрерывного образования БГУ имени Д. Банзарова.

Цель экспедиции: выявления практик взаимодействия городских и сельских школ с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) (заповедниками и национальными парками).
Исследовательские задачи:
- фиксация и систематизация существующих практик взаимодействия школ с ООПТ;
- выявление барьеров, ограничивающих потенциальные возможности сетевого взаимодействия между школами и ООПТ;
- обсуждение вариантов преодоления барьеров для интенсификации взаимодействия школ с ООПТ с опорой на выявленные продуктивные примеры сотрудничества;
- систематизация продуктивных примеров реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся школ на территории ООПТ;
- выявление перспективных направлений для сотрудничества школ и ООПТ с целью развития экологической грамотности обучающихся на основе исследовательской и проектной деятельности;
- соотношение запросов и интересов ООПТ и школ в области экологического просвещения, экологического образования и развития экологической грамотности обучающихся, а также в сфере профориентационной работы для привлечения новых специалистов в области природоохранной деятельности;
- соотнесение потенциалов этнокультурных и конфессиональных аспектов жизни населения с современными ориентирами по развитию экологической грамотности.
Образовательные задачи:
- обучение студентов методам полевых исследований при работе с различными социальными и возрастными группами;
- обучение студентов командному взаимодействию в условиях экспедиции;
- обучение подходам и способам соотношения исследовательских и социальных задач при работе с образовательными и природоохранными организациями, населением сел, поселков и городов;
- обучение методам и этике полевой работы в условиях полиэтнического региона с вариативными культурными и религиозными традициями;
-освоение совместно-распределенной деятельности по созданию общего архива экспедиционных материалов для дальнейшего вычленения материалов под конкретные исследовательские или аналитические вопросы при написании статей.
Участники – студенты выпускного курса бакалавриата и первого курса магистратуры разных образовательных программ Московского и Санкт-Петербургского кампусов НИУ ВШЭ – проводили интервью с учениками, учителями и руководителями образовательных организаций, с работниками заповедников и национальных парков. Содержательное общение студентов с сотрудниками вузов, школ, организациями дополнительного образования детей, заповедников и национальных парков помогло понять взгляд непосредственных участников процесса взаимодействия на успешность совместных проектов, на препятствия в реализации взаимодействия образовательных организаций и ООПТ, а также способы их преодоления; увидеть перспективы расширения сотрудничества образовательных и природоохранных организаций.
В экспедиции также использовались визуальные методы исследования – фото и видеофиксации, а также сбор и фиксация различных артефактов деятельности (материалы школьных краеведческих музеев, исследовательские и проектные работы учащихся, методические разработки педагогов школ и сотрудников ООПТ и др.).
Первой точкой маршрута стал город Улан-Удэ, где были посещены Бурятский государственный университет имени Д. Банзарова (БГУ) и Ресурсный эколого-биологический центр учащихся (РЭБЦУ) – эти организации системно работают на республиканском уровне по реализации эколого-просветительские мероприятия для школьников и студентов. Было также проведено знакомство также с рядом организаций и сообществ, где был сделан фокус на знакомстве с историей этно-культурных и религиозных экологических традиций народов Бурятии: Музей истории Бурятии, Этнографический музей народов Бурятии, Иволгинский дацан, федерация бурятской народной игры «Шагай наадан». Также прошло знакомство с педагогами новой Иволгинской школы №3, их опытом вовлечения учеников в краеведческую и эколого-биологическую направления исследовательской и проектной деятельности
Затем экспедиция отправилась в Тункинский район, границы которого полностью совпадают с территорией Тункинского национального парка. Помимо визит-центра самой ООПТ были посещены школы в поселках района: школа-интернат в селе Шимки, примечательная активной внеучебной деятельностью и выездными мероприятиями; школа в районном центре – Кырене; школа в туристическом поселке Аршан, а также получилось пообщаться с учителем из Жемчугской школы. Благодаря сотрудничеству с Национальным парком «Тункинский» получилось побывать на уникальных экологических тропах – «Саянай зурхэн» («Сердце Саян») вокруг священного места Бурхан баабай и «Тропа здоровья» от минерального источника Аршан до водопада.
Далее исследование проводилось в Кабанском районе – в Лицее РЖД №9 (одним из ключевых центров проведения региональных программ по учебно-исследовательской деятельности учащихся от дошкольников до старшеклассников) и находящемся рядом Байкальском государственном природном биосферном заповеднике. Там также получилось познакомиться с экотропами «Путь к Байкалу» и «Танхойская верста», современным интерактивным музейным комплексом визит-центра заповедника.
Финальным пунктом пути стало с. Максимха и п. Усть-Баргузин. В Максимихе получилось познакомиться с только что созданным объектом «Арт Лес» и базой БГУ «Байкал», а в п. Усть-Баргузин – с офисом ФГБУ «Заповедное Подлеморье», включающее сразу три территории: Забайкальский национальный парк, Баргузинский природный биосферный заповедник и природный заказник «Фролихинский», Усть-Баргузинской СОШ и Центром дополнительного образования детей «Подлеморье». Посетили экотропы «Книга природы» и «К бухте Змеиная», уникальные места перемычки и полуострова Святой Нос, берега Баргузинского и Чивыркуйского заливов Байкала.
В каждой из посещенных ООПТ члены экспедиции не только пообщались с работниками, но и изучили туристические маршруты и экотропы, ознакомились со школьными музеями. Школьные музеи в Шимкинской, Кыренской, Аршанской, Усть-Баргузинской школах и лицее РЖД №9 были представлены большим числом интересных объектов как по истории и культуре селений, так и по истории самих школ. В РЭБЦу был осмотрен большой ботанический сад и живой зооуголок. В визит-центре Тункинского национального парка это был небольшой музей, посвященный как растительному и животному миру, так и национальным традициям Бурятии. В Байкальском заповеднике участники экспедиции посетили экспозицию, состоящую из нескольких залов, посвященных природным особенностям региона и освоению территории при строительстве железной дороги. При въезде на территорию «Заповедного Подлеморья» располагается несколько павильонов, посвященных бережному отношению к природе ООПТ.
Национальные парки и заповедники уделяют большое внимание экопросвещению населения, открывают возможности для экологического волонтерства, несмотря на наличие препятствий: небольшой приток новых сотрудников, проблемы с транспортной доступностью и возможностью размещения. Участвую в этой деятельности и университеты: несмотря на то, что территориальное расположение играет большую роль в выборе школами организаций для сотрудничества, БГУ, располагающийся в Улан-Удэ, выстраивает партнерские отношения в том числе и с отдаленными школами и ООПТ. Сотрудники университета рассказали о мероприятиях, которые проводят для внешних слушателей, и провели для участников экспедиции мастер-класс.
Сотрудники РЭБЦ рассказали о новых форматах вовлечения учащихся во взаимодействие с природой (таких, как агроклассы), и о сложностях, связанных с особенностями региона (большими расстояниями между населенными пунктами и малокомплектностью некоторых школ). Сложности с внедрением новых форматов заметны на уровне школ, где на протяжении многих лет продолжают существовать школьные лесничества.
Внимание исследователей было направлено не только на взаимодействие школ и ООПТ, но и, например, на вопрос изучения краеведения. Бурятия – регион с высоким этническим, культурным и природным разнообразием. Разные районы республики разительно отличаются друг от друга по ландшафту, климату, биоразнообразию, этнокультурному составу. Например, школьники из сел Тункинского района участвуют в концертах по случаю национальных праздников, в то время как в Танхое, образованном благодаря появлению здесь станции ВСЖД, подобные практики отсутствуют: здесь локальная идентичность выражается в том, что в учебной программе присутствует предмет, посвященный изучению Байкала. В ряде школ (например, в Усть-Баргузине, в Шимкинской школе-интернате) развиты движения спортивного ориентирования, туризма. В некоторых школах особенного внимания заслуживают школьные музеи. Часто они включают как экспонаты, связанные с историей и культурой региона (например, в музее Аршанской СОШ для них отведена отдельная часть зала), так и материальное наследие самой школы и ее прошлого. Основательница одного из таких музеев – в Лицее РЖД №9 – рассказала о процессе его создания и о том, какое участие в его организации принимали сами ученики.
В каждом из посещенных учреждений сотрудники проводили экскурсии и беседы о деятельности организации, охотно отвечали на возникшие вопросы. Многие из собеседников выразили желание сотрудничать с НИУ ВШЭ для содействия нашему исследованию и поиска новых эффективных форматов просвещения и взаимодействия. В итоге зафиксировано более 80 аудизаписей интервью и фокус-групп. Планируется подготовка фильма и фотовыставки по итогам экспедиции. Намечено большое число тем для обобщения по итогам собранных материалов, в том числе выходящими за пределы общей темы экспедиции, но которым собраны содержательные материалы:
  • взаимодействие ООПТ и локальных сообществ;
  • взаимодействие школ и ООПТ в разных районах Бурятии;
  • взаимодействие школ с другими ОО;
  • образовательные и просветительские практики, реализуемые ООПТ;
  • от практик школьных лесничеств и пришкольных участков к практике агрокласса;
  • организация исследовательской и проектной деятельности учащихся с привлечением внешних ресурсов (локализация исследовательской и проектной деятельности учащихся на местности), в том числе в сотрудничестве с ООПТ;
  • особенности работы ОО и ООПТ с детьми с ОВЗ;
  • возрождение бурятских традиционных игр в кости;
  • олимпиады и интеллектуальные соревнования школьников, система подготовки к ним в школах;
  • школьные краеведческие музеи;
  • традиции школьных выпускных альбомов;
  • преподавание бурятского языка в школах.
Краткая информация о реализации программы экспедиции по дням:
15 июня
16 июня
17 июня
18 июня
19 июня
20 июня
21 июня
22 июня
23 июня
24 июня