Экспедиция «Человек в гармонии с природой: взаимодействие школ Республики Бурятия с особо охраняемыми природными территориями»

Республика Бурятия – один из двух регионов, расположенных на озере Байкал, уникальном природной объекте нашей планеты. Это главный фактор, способствующий формированию здесь особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Первый заповедник нашей страны – Баргузинский заповедник, находящийся на территории Бурятии – был основан в 1916 году, что послужило началу заповедного дела в России. Позднее в регионе появилось большое количество заповедников, национальных парков и заказников, многие из которых отводят значительное место экопросветительской деятельности. Кроме того, ряд организаций высшего, школьного и дополнительного образования детей также принимают участие в организации проектов и мероприятий, направленных на развитие экологической грамотности у учащихся школ, создавая своеобразную связку между обучающимися и ООПТ.

Экспедиция «Человек в гармонии с природой: взаимодействие школ Республики Бурятия с особо охраняемыми природными территориями» реализована в рамках проекта «Открываем Россию заново» НИУ ВШЭ с 14 по 25 июня 2025 года под руководством главного редактора журнала "Исследователь/Researcher", ведущего эксперта Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ А. С. Обухова.
Экспедиция реализована в сотрудничестве и при поддержке М.Г. Цыреновой, руководителя Бурятского регионального отделения МОД "Исследователь", директора Института непрерывного образования БГУ имени Д. Банзарова.
Экспедиция реализована в сотрудничестве и при поддержке М.Г. Цыреновой, руководителя Бурятского регионального отделения МОД "Исследователь", директора Института непрерывного образования БГУ имени Д. Банзарова.

Цель экспедиции: выявления практик взаимодействия городских и сельских школ с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) (заповедниками и национальными парками).
Исследовательские задачи:
- фиксация и систематизация существующих практик взаимодействия школ с ООПТ;
- выявление барьеров, ограничивающих потенциальные возможности сетевого взаимодействия между школами и ООПТ;
- обсуждение вариантов преодоления барьеров для интенсификации взаимодействия школ с ООПТ с опорой на выявленные продуктивные примеры сотрудничества;
- систематизация продуктивных примеров реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся школ на территории ООПТ;
- выявление перспективных направлений для сотрудничества школ и ООПТ с целью развития экологической грамотности обучающихся на основе исследовательской и проектной деятельности;
- соотношение запросов и интересов ООПТ и школ в области экологического просвещения, экологического образования и развития экологической грамотности обучающихся, а также в сфере профориентационной работы для привлечения новых специалистов в области природоохранной деятельности;
- соотнесение потенциалов этнокультурных и конфессиональных аспектов жизни населения с современными ориентирами по развитию экологической грамотности.
Образовательные задачи:
- обучение студентов методам полевых исследований при работе с различными социальными и возрастными группами;
- обучение студентов командному взаимодействию в условиях экспедиции;
- обучение подходам и способам соотношения исследовательских и социальных задач при работе с образовательными и природоохранными организациями, населением сел, поселков и городов;
- обучение методам и этике полевой работы в условиях полиэтнического региона с вариативными культурными и религиозными традициями;
-освоение совместно-распределенной деятельности по созданию общего архива экспедиционных материалов для дальнейшего вычленения материалов под конкретные исследовательские или аналитические вопросы при написании статей.
Исследовательские задачи:
- фиксация и систематизация существующих практик взаимодействия школ с ООПТ;
- выявление барьеров, ограничивающих потенциальные возможности сетевого взаимодействия между школами и ООПТ;
- обсуждение вариантов преодоления барьеров для интенсификации взаимодействия школ с ООПТ с опорой на выявленные продуктивные примеры сотрудничества;
- систематизация продуктивных примеров реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся школ на территории ООПТ;
- выявление перспективных направлений для сотрудничества школ и ООПТ с целью развития экологической грамотности обучающихся на основе исследовательской и проектной деятельности;
- соотношение запросов и интересов ООПТ и школ в области экологического просвещения, экологического образования и развития экологической грамотности обучающихся, а также в сфере профориентационной работы для привлечения новых специалистов в области природоохранной деятельности;
- соотнесение потенциалов этнокультурных и конфессиональных аспектов жизни населения с современными ориентирами по развитию экологической грамотности.
Образовательные задачи:
- обучение студентов методам полевых исследований при работе с различными социальными и возрастными группами;
- обучение студентов командному взаимодействию в условиях экспедиции;
- обучение подходам и способам соотношения исследовательских и социальных задач при работе с образовательными и природоохранными организациями, населением сел, поселков и городов;
- обучение методам и этике полевой работы в условиях полиэтнического региона с вариативными культурными и религиозными традициями;
-освоение совместно-распределенной деятельности по созданию общего архива экспедиционных материалов для дальнейшего вычленения материалов под конкретные исследовательские или аналитические вопросы при написании статей.

Участники – студенты выпускного курса бакалавриата и первого курса магистратуры разных образовательных программ Московского и Санкт-Петербургского кампусов НИУ ВШЭ – проводили интервью с учениками, учителями и руководителями образовательных организаций, с работниками заповедников и национальных парков. Содержательное общение студентов с сотрудниками вузов, школ, организациями дополнительного образования детей, заповедников и национальных парков помогло понять взгляд непосредственных участников процесса взаимодействия на успешность совместных проектов, на препятствия в реализации взаимодействия образовательных организаций и ООПТ, а также способы их преодоления; увидеть перспективы расширения сотрудничества образовательных и природоохранных организаций.
В экспедиции также использовались визуальные методы исследования – фото и видеофиксации, а также сбор и фиксация различных артефактов деятельности (материалы школьных краеведческих музеев, исследовательские и проектные работы учащихся, методические разработки педагогов школ и сотрудников ООПТ и др.).
В экспедиции также использовались визуальные методы исследования – фото и видеофиксации, а также сбор и фиксация различных артефактов деятельности (материалы школьных краеведческих музеев, исследовательские и проектные работы учащихся, методические разработки педагогов школ и сотрудников ООПТ и др.).

Первой точкой маршрута стал город Улан-Удэ, где были посещены Бурятский государственный университет имени Д. Банзарова (БГУ) и Ресурсный эколого-биологический центр учащихся (РЭБЦУ) – эти организации системно работают на республиканском уровне по реализации эколого-просветительские мероприятия для школьников и студентов. Было также проведено знакомство также с рядом организаций и сообществ, где был сделан фокус на знакомстве с историей этно-культурных и религиозных экологических традиций народов Бурятии: Музей истории Бурятии, Этнографический музей народов Бурятии, Иволгинский дацан, федерация бурятской народной игры «Шагай наадан». Также прошло знакомство с педагогами новой Иволгинской школы №3, их опытом вовлечения учеников в краеведческую и эколого-биологическую направления исследовательской и проектной деятельности





Затем экспедиция отправилась в Тункинский район, границы которого полностью совпадают с территорией Тункинского национального парка. Помимо визит-центра самой ООПТ были посещены школы в поселках района: школа-интернат в селе Шимки, примечательная активной внеучебной деятельностью и выездными мероприятиями; школа в районном центре – Кырене; школа в туристическом поселке Аршан, а также получилось пообщаться с учителем из Жемчугской школы. Благодаря сотрудничеству с Национальным парком «Тункинский» получилось побывать на уникальных экологических тропах – «Саянай зурхэн» («Сердце Саян») вокруг священного места Бурхан баабай и «Тропа здоровья» от минерального источника Аршан до водопада.
















Далее исследование проводилось в Кабанском районе – в Лицее РЖД №9 (одним из ключевых центров проведения региональных программ по учебно-исследовательской деятельности учащихся от дошкольников до старшеклассников) и находящемся рядом Байкальском государственном природном биосферном заповеднике. Там также получилось познакомиться с экотропами «Путь к Байкалу» и «Танхойская верста», современным интерактивным музейным комплексом визит-центра заповедника.






Финальным пунктом пути стало с. Максимха и п. Усть-Баргузин. В Максимихе получилось познакомиться с только что созданным объектом «Арт Лес» и базой БГУ «Байкал», а в п. Усть-Баргузин – с офисом ФГБУ «Заповедное Подлеморье», включающее сразу три территории: Забайкальский национальный парк, Баргузинский природный биосферный заповедник и природный заказник «Фролихинский», Усть-Баргузинской СОШ и Центром дополнительного образования детей «Подлеморье». Посетили экотропы «Книга природы» и «К бухте Змеиная», уникальные места перемычки и полуострова Святой Нос, берега Баргузинского и Чивыркуйского заливов Байкала.





В каждой из посещенных ООПТ члены экспедиции не только пообщались с работниками, но и изучили туристические маршруты и экотропы, ознакомились со школьными музеями. Школьные музеи в Шимкинской, Кыренской, Аршанской, Усть-Баргузинской школах и лицее РЖД №9 были представлены большим числом интересных объектов как по истории и культуре селений, так и по истории самих школ. В РЭБЦу был осмотрен большой ботанический сад и живой зооуголок. В визит-центре Тункинского национального парка это был небольшой музей, посвященный как растительному и животному миру, так и национальным традициям Бурятии. В Байкальском заповеднике участники экспедиции посетили экспозицию, состоящую из нескольких залов, посвященных природным особенностям региона и освоению территории при строительстве железной дороги. При въезде на территорию «Заповедного Подлеморья» располагается несколько павильонов, посвященных бережному отношению к природе ООПТ.

Национальные парки и заповедники уделяют большое внимание экопросвещению населения, открывают возможности для экологического волонтерства, несмотря на наличие препятствий: небольшой приток новых сотрудников, проблемы с транспортной доступностью и возможностью размещения. Участвую в этой деятельности и университеты: несмотря на то, что территориальное расположение играет большую роль в выборе школами организаций для сотрудничества, БГУ, располагающийся в Улан-Удэ, выстраивает партнерские отношения в том числе и с отдаленными школами и ООПТ. Сотрудники университета рассказали о мероприятиях, которые проводят для внешних слушателей, и провели для участников экспедиции мастер-класс.

Сотрудники РЭБЦ рассказали о новых форматах вовлечения учащихся во взаимодействие с природой (таких, как агроклассы), и о сложностях, связанных с особенностями региона (большими расстояниями между населенными пунктами и малокомплектностью некоторых школ). Сложности с внедрением новых форматов заметны на уровне школ, где на протяжении многих лет продолжают существовать школьные лесничества.

Внимание исследователей было направлено не только на взаимодействие школ и ООПТ, но и, например, на вопрос изучения краеведения. Бурятия – регион с высоким этническим, культурным и природным разнообразием. Разные районы республики разительно отличаются друг от друга по ландшафту, климату, биоразнообразию, этнокультурному составу. Например, школьники из сел Тункинского района участвуют в концертах по случаю национальных праздников, в то время как в Танхое, образованном благодаря появлению здесь станции ВСЖД, подобные практики отсутствуют: здесь локальная идентичность выражается в том, что в учебной программе присутствует предмет, посвященный изучению Байкала. В ряде школ (например, в Усть-Баргузине, в Шимкинской школе-интернате) развиты движения спортивного ориентирования, туризма. В некоторых школах особенного внимания заслуживают школьные музеи. Часто они включают как экспонаты, связанные с историей и культурой региона (например, в музее Аршанской СОШ для них отведена отдельная часть зала), так и материальное наследие самой школы и ее прошлого. Основательница одного из таких музеев – в Лицее РЖД №9 – рассказала о процессе его создания и о том, какое участие в его организации принимали сами ученики.

В каждом из посещенных учреждений сотрудники проводили экскурсии и беседы о деятельности организации, охотно отвечали на возникшие вопросы. Многие из собеседников выразили желание сотрудничать с НИУ ВШЭ для содействия нашему исследованию и поиска новых эффективных форматов просвещения и взаимодействия. В итоге зафиксировано более 80 аудизаписей интервью и фокус-групп. Планируется подготовка фильма и фотовыставки по итогам экспедиции. Намечено большое число тем для обобщения по итогам собранных материалов, в том числе выходящими за пределы общей темы экспедиции, но которым собраны содержательные материалы:
- взаимодействие ООПТ и локальных сообществ;
- взаимодействие школ и ООПТ в разных районах Бурятии;
- взаимодействие школ с другими ОО;
- образовательные и просветительские практики, реализуемые ООПТ;
- от практик школьных лесничеств и пришкольных участков к практике агрокласса;
- организация исследовательской и проектной деятельности учащихся с привлечением внешних ресурсов (локализация исследовательской и проектной деятельности учащихся на местности), в том числе в сотрудничестве с ООПТ;
- особенности работы ОО и ООПТ с детьми с ОВЗ;
- возрождение бурятских традиционных игр в кости;
- олимпиады и интеллектуальные соревнования школьников, система подготовки к ним в школах;
- школьные краеведческие музеи;
- традиции школьных выпускных альбомов;
- преподавание бурятского языка в школах.

Краткая информация о реализации программы экспедиции по дням:
15 июня
16 июня
17 июня
18 июня
19 июня
20 июня
21 июня
22 июня
23 июня
24 июня
15 июня
16 июня
17 июня
18 июня
19 июня
20 июня
21 июня
22 июня
23 июня
24 июня
