Новости сообщества

Всероссийский конкурс "Я - исследователь"

Новости сообщества
Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

26 и 27 мая на базе МБУ ДО ЦТРиГО г. Сочи в Центре цифрового образования детей «IT-куб» состоялся первый день конкурсных мероприятий финального тура Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь». Учредителем Конкурса выступает Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», а ключевым информационным партнером – журнал «Исследователь/Researcher». Автор идеи конкурса – член-корреспондент РАО, д.п.н., д.психол.н., профессор, директор Институт педагогики и психологии образования МГПУ Александр Ильич Савенков.
В этом году конкурс проходит в дистанционной форме. Участники конкурса – это победители региональных туров конкурса из 25 регионов Российской Федерации: Краснодарского края, Москвы и Московской области, Владимирской области, Волгоградской области, Воронежской области, Вологодской области, Иркутской области, Кировской области, Нижегородской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Новосибирской области, Омской области, Оренбургской области, Свердловской области, Челябинской области, Красноярского края, Республики Башкортостан, Республики Хакасия, Республики Алтай, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Удмуртской республики, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также из Донецкой Народной республики.

Конкурсные мероприятия начались с приветствий участникам и экспертам конкурса от Председателя организационного комитета Александра Владимировича Леонтовича, председателя Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», директора Университетской гимназии МГУ и Председателя жюри конкурса Алексея Сергеевича Обухова, главного редактора журнала «Исследователь/Researcher», ведущего эксперта Института образования НИУ ВШЭ.

В первый день конкурса исследовательские работы и творческие проекты представляли участники двух секций: «Гуманитарная» – 57 работ, и «Естествознание: неживая природа» – 44 работы. Председателем жюри гуманитарной секции был Алексей Сергеевич Обухов, вторую секцию возглавляла Марина Александровна Романова, профессор департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.
Работы юных исследователей раскрывали самые разнообразные темы: «Сколько нужно человеку света», «Проблемы и возможности жизни человека на Марсе», «А почему кирпичи лежат по-разному?», «Куда течёт вода?», «Кого называют патриотом?» и др. Много было исследований, посвященных родному городу, национальным традициям, древним ремеслам. Оригинальным способом представила свой родной город конкурсантка из Донецкой Народной республики Екатерина Гололобова, ее работа: «История города Макеевки в математических ребусах и головоломках» вызвала большой интерес у других участников конкурса. Наверное, они задумались о возможности тоже подготовить подобные проекты о своих родных городах.
Организаторы конкурса надеются, что, став взрослыми, юные исследователи смогут воплотить в жизнь все свои школьные мечты и проекты и не свернут с той дороги творчества, которую открыли для себя.

Во второй день конкурса исследовательские работы и творческие проекты представляли участники секций: «Физика, математика и техника» – 46 работ и «Естествознание: живая природа» – 66 работ. Председателем жюри первой секции была Елена Павловна Сухова, доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, вторую секцию возглавляла Екатерина Вячеславовна Трифонова, доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета.

Также, как и в первый день, в детских исследовательских и проектных работах было много интересных тем, выбранных в соответствии с интересами детей данного возраста – животные, насекомые, птицы, деревья, растения и другое, что связано с жизнью планеты прозвучало в докладах секции «Живая природа». В секции «Физика, математика и техника», не смотря на свой юный возраст, ребята уверенно поднимали вопросы и давали ответы на злободневные темы: сохранения чистоты нашей планеты, обеспечения защиты окружающей среды с помощью роботов, поиска альтернативных источников энергии, здесь же звучали таки значимые для каждого ученика вопросы как способы решения зада , математических загадок и др.

Наблюдалась заинтересованность конкурсантов в изучении выбранных тем, желание рассказать о полученных знаниях. Эксперты жюри работали очень слаженно, внимательно заслушивали доклады детей, предоставляли в первую очередь возможность задать вопросы другим участникам, которые были очень активны, очень корректно и по существу задавали свои вопросы. Не менее отлаженной была работа модераторов, благодаря которой все участники смогли проверить свои технические возможности работы в конференции ZOOM и оставаться на связи на протяжении всего времени работы секции.

Следует обратить внимание на мнение, которые высказаны со стороны жюри конкурса.
Приведем мнение Елена Владимировна Губанихина, к.п.н., заместитель директора Арзамасского филиала ННГУ, член жюри секции «Живая природа» и одновременно региональный координатор конкурса от Нижегородской области: «Проблемы в работе, вернее в подготовке и защите исследований, практически одинаковые во всех секциях: отсутствие научности и обоснованности, отсутствие обоснования выбора темы и ее значимости, по крайней мере для ребенка. В работах конкурсантов не хватало экспериментальной части, при изложении выводов и результатов исследования хотелось услышать обоснованность, доказательность подтверждающих фактов. Самая большая проблема на наш взгляд в действиях родителей и педагогов, которые вместо того, чтобы помогать ребенку – мешают ему. Это связано с их некомпетентностью в вопросах организации проектной и исследовательской деятельности, желании сказать и сделать всё за ребенка, в том числе и во время защиты».

Представим также мнение эксперта секций «Неживая природа» и «Физика, математика, техника» к.п.н., доцента кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Нины Леонидовны Кондратьевой: «Самые юные (6 лет) исследователи неживой природы представили на конкурс разнообразный спектр своих интересов: вторая жизнь бумаги, как растопить лед, умные сладости в домашних условиях, талкан (польза и вред). Особый интерес у жюри вызвали работы об «Удивительном театре теней» представленной Агасян Шушаник, (МДОБУ ЦРР-ДС №63, г. Сочи, Краснодарский край) и о свойствах эха Логиновой Елизаветы (МБДОУ № 19, г. Ковров, Владимирская область). Приоритетной в данной секции стала работа Иллеш Климентия «Чудо-обои» (Детский сад «Журавушка», г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкий автономный округ), в которой юный исследователь проанализировал состав жидких обоев и на основе детального анализа изготовил аналог своих обоев, не уступающих по качеству тем, которые продаются в магазинах.
Всегда удивляли и представляли особый интерес работы маленьких ученых в области технических наук. И на этот раз, доклады в секции «Физика, математика и техника» не стали исключением. «Умный дом», альтернативные источники энергии, модель ВСМ будущего, оптические иллюзии – такими вопросами задавались юные исследователи.
Соединить творчество и законы физики удалость Гатауллиной Арине и Насибуллиной Милане (МДОУ ДС №50, г. Копейск, Челябинская область) в своей яркой работе «Кинетическое искусство». Талантливые девочки получили дополнительную номинацию «Перспективное движение в изобразительном искусстве».  
Яркое выступление на секции состоялось у воспитанников МДОУ д/с №25, г. Орехово-Зуево Носова Максима и Просвировой Ольги. В своей работе «Подвижная игрушка своими руками: миф или реальность?» они доказали, что скоростные болиды можно делать своими руками.
 Самую доказательную работу представил Абиян Спартак (МАДОУ Детский сад «Сказка», г. Краснодар Краснодарского края) «Как с папой покататься на качели», наглядно представив правила действия рычага.
Работа секций проходила в дистанционном формате, что с одной стороны, было более комфортно для детей, которые находились в привычной для себя обстановке и чувствовали себя достаточно уверенно. С другой стороны, взрослые (родители, воспитатели или научные руководители) не могли отойти от соблазна активного «суфлерства» и постоянно подсказывали своим подопечным, что нивелировало принцип самостоятельности и мешало  инициативе самих детей. В целом организаторам и экспертам удалось создать дружескую обстановку и расположить к себе детей, которые даже «на расстоянии» проявляли интерес к работам своих «коллег» и не стеснялись задавать вопросы».

Еще до подведения итогов конкурса, в адрес оргкомитета поступили первые отзывы и особенно приятно, что они носят положительный характер:
Первая гимназия №1 г. Кирово-Чепецк – организатор регионального тура «Я — исследователь» (ответственный Белозерцева Марина Васильевна): «Я первый год участвую в этой работе. В предыдущие годы была только руководителем работ, которые принимали участие во Всероссийском конкурсе. Хочу выразить слова благодарности. Окунувшись в эту работу, мне не доставило никаких трудностей ни отправка документов, ни внесение данных, ни сама защита работ. Все просто и очень понятно. А если были какие — то вопросы, то я писала в чат поддержки и, буквально тут же, мне отвечали. Хочется отметить чёткость и быстрое реагирование. По тестовому подключению тоже никаких замечаний. Чёткая организация защиты исследовательских работ. Доброжелательное жюри. Непростые вопросы от членов жюри. Советы и пожелания высказывались в тактичной форме. Родители и руководители исследовательских работ присоединяются к этим словам. Спасибо большое за организацию! Ждём результатов!!!».

Московское региональное отделение Движения «Исследователь»: «Выражаем благодарность за организацию и проведение Всероссийского конкурса «Я–исследователь» на высоком уровне! Хочется отметить прекрасный уровень организации с начала подачи заявок и до момента окончания конкурса! Чувствуется огромная проделанная работа, чёткость во всём, доброжелательное и позитивное отношение к детям! Очень надеемся на очную встречу в следующем году!».

Огнева Наталья Михайловна, учитель Макеевской начальной школы №5 Донецкой народной республики: «Здравствуйте, организаторы Конкурса «Я – исследователь»! Именно «здравствуйте», т.к. я, учитель Макеевской начальной школы №5 Огнева Наталья Михайловна, искренне желаю вам всем крепкого здоровья и творческих сил на благо нашего подрастающего поколения.
В данном Конкурсе я принимаю участие с моей ученицей Гололобовой Екатериной впервые. Мы успешно прошли региональный тур. За организацию которого хочется поблагодарить нашу Мелёхину Людмилу Владимировну. И вот мы – в финале. Конечно, хочется сказать, что условия нашей жизни в регионе очень сложные: постоянно грохот боевых орудий, звуки военной техники. И все-таки мы продолжаем учить, а дети – учиться, при этом, принимая участие в различных конкурсах. Очень волнительным было участие в Конкурсе «Я –исследователь» и ученице, и маме, и учителю.
Я очень признательна всем организаторам и членам жюри, за неравнодушие, за доброту души, за понимание и сопереживание. Организация мероприятия – на высочайшем уровне! Добродушие и взаимоуважение участников Конкурса и членов жюри заслуживают особой благодарности.
 В итоге хочется выразить безграничное восхищение самой идеей такого конкурса, где маленькие гении находят подтверждение своему таланту!!! Желаю всем мира, добра, здоровья и счастья!».

Литвинова Анна Владимировна, учитель-наставник Софии Пузь: «Состоялся финальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь». Организация и проведение конкурса были на достаточно высоком уровне, что свидетельствует о его значимости в развитии и воспитании будущего поколения. Работы, которые подготовили участники конкурса, были интересными и охватывали разнообразную тематику. В доброжелательной атмосфере проходила презентация результатов исследований, участники активно задавали вопросы.
Выражаем благодарность членам жюри за хорошую работу, педагогический такт и понимание. Такие конкурсы формируют научно-исследовательский интерес у учеников, что способствует всестороннему развитию их личности!».

Журавлева Марина, мама участника конкурса «Я – исследователь» Журавлева Луки: «От всего сердца хочу поблагодарить организаторов конкурса за предоставленную детям возможность попробовать себя в роли исследователей. Такой шанс раскрыть свой творческий потенциал, проявить упорство и целеустремленность дорогого стоит. Мой сын в ходе своей работы смог воплотить давнюю мечту – сделать нашу планету немного чище. И надеюсь, теперь у Луки точно хватит смелости продвигать такие актуальные сейчас идеи разумного потребления в массы».

МОАУ «Гимназия №2 г. Орска» Оренбургской области: «Хочется поблагодарить всех организаторов и педагогов за проведение Регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ «Я-исследователь» и отметить высокий уровень проведения конкурса и четкую организацию всего мероприятия в целом, высокий уровень профессионализма и доброжелательность членов жюри, внимание и поддержка со стороны организаторов. Для учителей необходим обмен опытом в разнообразных формах, и конкурс стала площадкой для обсуждения различных вопросов.
На мероприятии создана интеллектуальная и плодотворная обстановка. Организация прошла на исключительно высоком уровне. Вся атмосфера конкурса – это настоящий праздник науки и творчества!
Хорошо организована работа секций: многообразие учебных дисциплин, возможность небольшого числа выступлений за определённый временной промежуток. Очень понравилось оценивание компетентным жюри. Много было выделено достойных работ, были даны комментарии после всех выступлений. Члены жюри были заинтересованы представленным материалом, задавали дополнительные вопросы не с целью ребёнка поставить в трудную ситуацию, а с целью раскрыть его знания ещё больше. Участие в данном мероприятии позволяет оценить свой уровень исследовательской работы на фоне всех представленных работ и сформировать для себя новые пути дальнейшего развития.
Для многих обучающихся – это первые шаги в науку, первое погружение в исследовательскую деятельность. На конкурсе царило особое волнение и желание показать всем результаты своих исследований, членов жюри не могли оставить равнодушными сияющие глаза ребятишек, все ощущали их позитивный настрой и радость творчества. Подводя итоги работы, члены жюри отметили, что учащиеся начальной школы поразили разнообразием тем и глубиной содержания проектов, видна заинтересованность и самих юных исследователей, их наставников – учителей и родителей. Было также отмечено, что дети очень старались, все большие молодцы, хотя и не всем удалось справиться с волнением, порой не хватало чувства уверенности в себе и собственных силах, но у всех все получилось».

От родителей и наставников: участники финального этапа Всероссийского Конкурса «Я – исследователь» Исаев Егор, Ширяшкина Ирина и педагоги МБОУ «Ольховская СШ» Ольховского района Волгоградской области: «Выражаем искреннюю благодарность Организаторам Конкурса за уникальную возможность участия в конкурсе в режиме он-лайн. Для учеников, родителей и учителей сельской школы не так просто выехать за пределы родного региона и принять участие в конкурсе ТАКОГО уровня очно! Организация конкурса в он-лайн формате была на высочайшем уровне и открыла возможность нашим ребятам поделиться результатами своего исследования, познакомиться с проектами своих сверстников со всей России! Это очень ценно для ребят, понимание того, что ты можешь все, нужно просто постараться, не боятся и работать. Хочется отметить уровень организации с самой первой стадии нашего взаимодействия: с подачи заявок. Было очень приятно поработать с энергичными и очень корректными специалистами, которые с пониманием и терпением отнеслись ко всем «заморочкам» с нашей стороны и всегда были готовы ответить на любые вопросы и разрулить любую ситуацию. Ребята очень многому научились, готовясь к защите своего проекта.
Все участники нашей команды поражены размахом, высоким уровнем организации конкурса. Вы все большие молодцы! Желаем вам дальнейшего процветания, расширения географии ваших участников! Так держать!».

Мама Поповой Анны (г. Копейск): «Участвуем в конкурсе с 5 лет. К сожалению, этот год-последний, нам уже 10 лет. Организация, как всегда, на высоком уровне. Хочется отметить доброжелательное отношение жюри к детям и особенно, что это один из немногих конкурсов, где детям разрешается активно участвовать в обсуждении докладов, задавать вопросы! Желаем организаторам дальнейших творческих успехов и от души благодарим за приятное плодотворное общение!».

Нина Васильевна Мазыкина, член Центрального совета МОД «Исследователь», координатор региональных туров Конкурса «Я – исследователь»: «Не могу не поделиться своими впечатлениями! Смотрю наш Конкурс и восторгаюсь некоторыми работами ребят! Какие же умненькие детки принимают участие в этом году и качество работ улучшилось и как важен этот конкурс для развития ребят! Мне кажется ребята активнее стали общаться, задавать вопросы, делать выводы и т.д.! Я отметила, что многие участники в национальных костюмах и так здорово, что ребята подбирают соответствующие темы! Наш конкурс помогает научить любить, познать свою малую Родину, народные традиции и т.д. – это здорово! Сколько нового для себя  ребята познают сегодня! Для меня это – Бальзам для Души! Конечно, это заслуга Команды прежде всего и старания наших коллег из регионов! Это замечательный праздник для ребят и взрослых, педагогов и особенно родителей! Жаль, что ограничено время в дистанционном формате для этого праздника! Будем надеяться, что на будущий год у ребят будет возможность встретиться очно!
Волнуюсь особо за ребят из Макеевки! Очень рада, что они успели до начала войны с родителями написать работы! Я в Управление образования направляла наши материалы часто, и не поверила, что они решились. Слава Богу, что жизнь и там продолжается, в очень нелёгких условиях. Им дипломы надо наверно дать за смелость! Как им важна наша поддержка сейчас! Они региональный тур проводили и все успели сделать как надо до начала настоящей войны, Эти дети восемь лет в тревогах и переживаниях, в бомбоубежищах и т.д. Педагоги просто герои! Все занимаются с ними только дистанционно сейчас. Вы не представляете как им сейчас радостно и большая гордость что принимают у нас участие!».


Итоги всероссийского конкурса юных исследователей будут опубликованы 30 мая 2022 года после 15.00 на сайте www.ctrigo
Заключительно видео-обращение к участникам конкурса от председателя жюри А.С. Обухова.
Желаем участникам дальнейшего развития и успеха!

В тексте использованы фотографии и материалы ЦТРиГО города Сочи и Н.В. Мазыкиной

Made on
Tilda