26 и 27 мая на базе МБУ ДО ЦТРиГО г. Сочи в Центре цифрового образования детей «IT-куб» состоялся первый день конкурсных мероприятий финального тура Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь». Учредителем Конкурса выступает Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», а ключевым информационным партнером – журнал «Исследователь/Researcher». Автор идеи конкурса – член-корреспондент РАО, д.п.н., д.психол.н., профессор, директор Институт педагогики и психологии образования МГПУ Александр Ильич Савенков.
Работы юных исследователей раскрывали самые разнообразные темы: «Сколько нужно человеку света», «Проблемы и возможности жизни человека на Марсе», «А почему кирпичи лежат по-разному?», «Куда течёт вода?», «Кого называют патриотом?» и др. Много было исследований, посвященных родному городу, национальным традициям, древним ремеслам. Оригинальным способом представила свой родной город конкурсантка из Донецкой Народной республики Екатерина Гололобова, ее работа: «История города Макеевки в математических ребусах и головоломках» вызвала большой интерес у других участников конкурса. Наверное, они задумались о возможности тоже подготовить подобные проекты о своих родных городах.
Организаторы конкурса надеются, что, став взрослыми, юные исследователи смогут воплотить в жизнь все свои школьные мечты и проекты и не свернут с той дороги творчества, которую открыли для себя.
Приведем мнение Елена Владимировна Губанихина, к.п.н., заместитель директора Арзамасского филиала ННГУ, член жюри секции «Живая природа» и одновременно региональный координатор конкурса от Нижегородской области: «Проблемы в работе, вернее в подготовке и защите исследований, практически одинаковые во всех секциях: отсутствие научности и обоснованности, отсутствие обоснования выбора темы и ее значимости, по крайней мере для ребенка. В работах конкурсантов не хватало экспериментальной части, при изложении выводов и результатов исследования хотелось услышать обоснованность, доказательность подтверждающих фактов. Самая большая проблема на наш взгляд в действиях родителей и педагогов, которые вместо того, чтобы помогать ребенку – мешают ему. Это связано с их некомпетентностью в вопросах организации проектной и исследовательской деятельности, желании сказать и сделать всё за ребенка, в том числе и во время защиты».
Всегда удивляли и представляли особый интерес работы маленьких ученых в области технических наук. И на этот раз, доклады в секции «Физика, математика и техника» не стали исключением. «Умный дом», альтернативные источники энергии, модель ВСМ будущего, оптические иллюзии – такими вопросами задавались юные исследователи.
Соединить творчество и законы физики удалость Гатауллиной Арине и Насибуллиной Милане (МДОУ ДС №50, г. Копейск, Челябинская область) в своей яркой работе «Кинетическое искусство». Талантливые девочки получили дополнительную номинацию «Перспективное движение в изобразительном искусстве».
Яркое выступление на секции состоялось у воспитанников МДОУ д/с №25, г. Орехово-Зуево Носова Максима и Просвировой Ольги. В своей работе «Подвижная игрушка своими руками: миф или реальность?» они доказали, что скоростные болиды можно делать своими руками.
Самую доказательную работу представил Абиян Спартак (МАДОУ Детский сад «Сказка», г. Краснодар Краснодарского края) «Как с папой покататься на качели», наглядно представив правила действия рычага.
Работа секций проходила в дистанционном формате, что с одной стороны, было более комфортно для детей, которые находились в привычной для себя обстановке и чувствовали себя достаточно уверенно. С другой стороны, взрослые (родители, воспитатели или научные руководители) не могли отойти от соблазна активного «суфлерства» и постоянно подсказывали своим подопечным, что нивелировало принцип самостоятельности и мешало инициативе самих детей. В целом организаторам и экспертам удалось создать дружескую обстановку и расположить к себе детей, которые даже «на расстоянии» проявляли интерес к работам своих «коллег» и не стеснялись задавать вопросы».
Первая гимназия №1 г. Кирово-Чепецк – организатор регионального тура «Я — исследователь» (ответственный Белозерцева Марина Васильевна): «Я первый год участвую в этой работе. В предыдущие годы была только руководителем работ, которые принимали участие во Всероссийском конкурсе. Хочу выразить слова благодарности. Окунувшись в эту работу, мне не доставило никаких трудностей ни отправка документов, ни внесение данных, ни сама защита работ. Все просто и очень понятно. А если были какие — то вопросы, то я писала в чат поддержки и, буквально тут же, мне отвечали. Хочется отметить чёткость и быстрое реагирование. По тестовому подключению тоже никаких замечаний. Чёткая организация защиты исследовательских работ. Доброжелательное жюри. Непростые вопросы от членов жюри. Советы и пожелания высказывались в тактичной форме. Родители и руководители исследовательских работ присоединяются к этим словам. Спасибо большое за организацию! Ждём результатов!!!».


В данном Конкурсе я принимаю участие с моей ученицей Гололобовой Екатериной впервые. Мы успешно прошли региональный тур. За организацию которого хочется поблагодарить нашу Мелёхину Людмилу Владимировну. И вот мы – в финале. Конечно, хочется сказать, что условия нашей жизни в регионе очень сложные: постоянно грохот боевых орудий, звуки военной техники. И все-таки мы продолжаем учить, а дети – учиться, при этом, принимая участие в различных конкурсах. Очень волнительным было участие в Конкурсе «Я –исследователь» и ученице, и маме, и учителю.
Я очень признательна всем организаторам и членам жюри, за неравнодушие, за доброту души, за понимание и сопереживание. Организация мероприятия – на высочайшем уровне! Добродушие и взаимоуважение участников Конкурса и членов жюри заслуживают особой благодарности.
В итоге хочется выразить безграничное восхищение самой идеей такого конкурса, где маленькие гении находят подтверждение своему таланту!!! Желаю всем мира, добра, здоровья и счастья!».

Выражаем благодарность членам жюри за хорошую работу, педагогический такт и понимание. Такие конкурсы формируют научно-исследовательский интерес у учеников, что способствует всестороннему развитию их личности!».


На мероприятии создана интеллектуальная и плодотворная обстановка. Организация прошла на исключительно высоком уровне. Вся атмосфера конкурса – это настоящий праздник науки и творчества!
Хорошо организована работа секций: многообразие учебных дисциплин, возможность небольшого числа выступлений за определённый временной промежуток. Очень понравилось оценивание компетентным жюри. Много было выделено достойных работ, были даны комментарии после всех выступлений. Члены жюри были заинтересованы представленным материалом, задавали дополнительные вопросы не с целью ребёнка поставить в трудную ситуацию, а с целью раскрыть его знания ещё больше. Участие в данном мероприятии позволяет оценить свой уровень исследовательской работы на фоне всех представленных работ и сформировать для себя новые пути дальнейшего развития.
Для многих обучающихся – это первые шаги в науку, первое погружение в исследовательскую деятельность. На конкурсе царило особое волнение и желание показать всем результаты своих исследований, членов жюри не могли оставить равнодушными сияющие глаза ребятишек, все ощущали их позитивный настрой и радость творчества. Подводя итоги работы, члены жюри отметили, что учащиеся начальной школы поразили разнообразием тем и глубиной содержания проектов, видна заинтересованность и самих юных исследователей, их наставников – учителей и родителей. Было также отмечено, что дети очень старались, все большие молодцы, хотя и не всем удалось справиться с волнением, порой не хватало чувства уверенности в себе и собственных силах, но у всех все получилось».
Все участники нашей команды поражены размахом, высоким уровнем организации конкурса. Вы все большие молодцы! Желаем вам дальнейшего процветания, расширения географии ваших участников! Так держать!».
Волнуюсь особо за ребят из Макеевки! Очень рада, что они успели до начала войны с родителями написать работы! Я в Управление образования направляла наши материалы часто, и не поверила, что они решились. Слава Богу, что жизнь и там продолжается, в очень нелёгких условиях. Им дипломы надо наверно дать за смелость! Как им важна наша поддержка сейчас! Они региональный тур проводили и все успели сделать как надо до начала настоящей войны, Эти дети восемь лет в тревогах и переживаниях, в бомбоубежищах и т.д. Педагоги просто герои! Все занимаются с ними только дистанционно сейчас. Вы не представляете как им сейчас радостно и большая гордость что принимают у нас участие!».
Заключительно видео-обращение к участникам конкурса от председателя жюри А.С. Обухова.
Желаем участникам дальнейшего развития и успеха!
В тексте использованы фотографии и материалы ЦТРиГО города Сочи и Н.В. Мазыкиной