С опорой на этот «конструктор» на секции была представлена практика организации исследовательской и проектной деятельности в старшей школе четырех различных образовательных организации:
- МБОУ «Лицей современных технологий управления № 2» г. Пензы – опыт лицея представила заместитель директора Алла Сергеевна Степанова. Основной акцент в докладе был сделан в полемическом ключе: индивидуальный проект – это формирование компетенции или лишняя нагрузка? Было продемонстрирована значимость реализации проектной и исследовательской деятельности в школе для достижения метапредметных результатов образования, развития универсальный компетенций школьников;
- МАОУ «Лицей № 4» г. Рязани – опыт представила заместитель директора Наталья Евгеньевна Одинцова. В докладе раскрывался вопрос об организации проектной деятельности как средства формирования индивидуальной образовательной траектории лицеистов;
- ГБОУ Московская школа на Юго-Западе № 1543 – опыт представила заместитель директора, к.п.н., доцент, председатель методической комиссии Российской Ассоциации учителей астрономии Наталия Николаевна Гомулина. На основе многолетнего опыта была представлена методика организации исследовательской деятельности в профильных классах Московской школы на Юго-Западе № 1543;
- ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа №5» г. Москвы – опыт представила учитель истории и обществознания Елена Дмитриевна Елесина. Она показала на конкретном примере из опыта школы – как может быть выстроена работа от индивидуального исследования к общешкольному проекту.
Во второй части работы секции ведущий эксперт Центра исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат психологических наук, доцент, главный редактор журнала "Исследователь/Researcher" Алексей Сергеевич Обухов представил теоретическую рамку и примеры ее реализации на практике – зачем и как могут быть реализованы коммуникативные форматы организации исследовательской деятельности учащихся на этапах замысла, реализации, рефлексии. Основной акцент был сделан на том, что при названии «Индивидуальный проект», если мы хотим развивать не только критическое мышление и креативность, но и коммуникактивность и способность к командной работе, то важно в проектной и исследовательской деятельности реализовывать не только индивидуальные, но и групповые, командные форматы организации. Было показано как в целом может быть осуществлена эта деятельность в логике коллективно-распределенной деятельности, так и как определенные этапы реализации исследования или проекта могут эффективно осуществляться именно благодаря коммуникативным форматам организации.
При обсуждении участники секции пришли к согласованному решению, что формы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся должны осуществляться не только в индивидуальных или групповых форматах, а и индивидуальных, и групповых – в различных вариантах их сочетания и взаимодополнения.
Материалы форума этого года, связанные с организацией исследовательской деятельности учащихся было рекомендовано опубликовать в журнале «Исследователь/Researcher».