С 29 июня по 9 июля в Кыргызстане на берегу озера Иссык-Куль прошла 15-я Международная исследовательская школа (далее, МИШ) – the 15th International Research School.
Международная исследовательская школа – это научно-образовательный проект для старшеклассников, который на практике способствует установлению глобального взаимопонимания представителей разных стран и культур через совместную исследовательскую и творческую деятельность.
Проект был организован Межрегиональным общественным Движением творческих педагогов «Исследователь» (Россия), Научно-образовательным комплексом «Школа Ломоносова» (Кыргызстан), Университетской гимназией МГУ им. М.В. Ломоносова (Россия), Неправительственным экологическим фондом им. В.И. Вернадского (Россия), при поддержке Министерства образования и науки Киргизской республики и Международного Движения содействия научно-техническому досугу молодежи MILSET.
На 10 дней МИШ школьники погружаются в атмосферу научного поиска, реализуя командные экспресс-проекты в разных научных направлениях. В команде ребята проходят все стадии исследовательского процесса: постановка целей и задач, выдвижение гипотезы, выбор методов, эксперимент, формулирование выводов. Работа заканчивается публичной презентаций результатов, их обсуждением с участниками и экспертами.
В этом году на МИШ было реализовано 11 экспресс-проектов в самых разных областях точных, естественных и гуманитарных наук. В большинстве из проектов исследования велись на природных и культурных объектах побережья озера Иссык-Куль, и были связаны с актуальными для Киргизской Республики направлениями науки и культуры.
Экспресс-проекты этого года: «Оценка социально-экономического воздействия природного заповедника "Байбоосун" на местное население» (охрана окружающей среды, социальные науки), «Антропогенная трансформация ландшафтов оз. Иссык-Куль» (География), «Состояние водной экосистемы оз. Исык-Куль» (экологический мониторинг, гидробиология), «Химия in silico: дизайн и предсказание фармакологических и фармакокинетических свойств новых соединений» (медицинская химия, компьютерные науки), «Как ползают миксомицеты: изучение локомоции плазмодиев» (биология), «Мамонты Иссык-Кульской впадины: палеодетективное расследование» (палеонтология), «Изменение климата в районе озера Иссык-Куль: Шерлок исследует адаптационные механизмы для устойчивого развития сельского хозяйства» (климатология, сельское хозяйство, водный баланс территории, водные ресурсы), «Как учатся играть на комузе современные кыргызские музыканты?» (кыргызская традиционная музыка), «Образ своей и другой страны: как меняется при встрече с представителями разных стран» (социально-культурная антропология), «Как наш мозг реагирует на образовательный контент?» (когнитивные науки нейронауки, образование).
Руководство проектами в этом году осуществлялось специалистами ряда ведущих вузов и научно-исследовательских институтов, включая МГУ им. М.В. Ломоносова, Северо-Восточный федеральный университета им. М.К.Аммосова, Институт физики атмосферы имени А.М. Обухова РАН, Американский университет в Центральной Азии (Кыргызстан), Институт геологии им. М.М. Адышева Национальной академии наук Киргизской Республики, Сорбоннский университет (Франция), Белградский университет (Сербия), университет имени Шахида Бехешти (Иран) и др.
Всего в 15-й Международной исследовательской школе приняли участие 160 человек из 15-ти стран мира: Россия, Кыргызстан, Израиль, Индия, Иран, Казахстан, Китай, Мексика, Сербия, Словения, США, Таиланд, Турция, Франция и Эфиопи